|
|
N°61, 10 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По рецептам «холодной войны»
Кандидаты в премьеры Италии замучили избирателей руганью
Вчера в Италии начались парламентские выборы, которые продолжатся сегодня, а в субботу финишировала предвыборная гонка. Закон говорит, что за сутки до голосования агитация должна смолкнуть: запрещаются выступления противоборствующих лидеров, митинги и демонстрации.
В пятницу 69-летний премьер Сильвио Берлускони завершил предвыборную кампанию в Неаполе. Ничего нового -- обычные тезисы, столь же привычные нападки на противников из лагеря левых, которых он назвал «поклонниками Ленина, Сталина и Мао Цзэдуна». Но в конце выступления, когда присутствующие уже начали расходиться, охваченные энтузиазмом правые экстремисты из группы «Трехцветное пламя», поддерживающей коалицию Берлускони, начали скандировать: «Дуче! Дуче!» От этих воплей у многих в Италии пробежали по спине мурашки. Ведь точно так в свое время фашисты приветствовали Бенито Муссолини.
На выборах противостоят друг другу две коалиции -- правоцентристский «Дом свобод» во главе с Берлускони и левоцентристский «Союз» во главе с бывшим профессором Болонского университета и экс-председателем Еврокомиссии 66-летним Романо Проди. Согласно последним опросам, оппозиция опережает блок Берлускони на 3,5--5 процентов.
Предвыборная борьба в Италии проходит в какой-то неестественной атмосфере: по степени накала она почти не имеет примеров в послевоенной Италии. Даже в 1948 году все проходило как-то более цивилизованно. А ведь тогда состоялись первые после войны и фашизма парламентские выборы, и ситуация была сложной еще и потому, что после войны "горячей" уже начиналась "холодная война".
Напомним, тогда, в 1948 году, боролись друг с другом союзник США христианский демократ Альчиде Де Гаспери и ставленник СССР коммунист Пальмиро Тольятти. Правда, против Тольятти было совершено неудавшееся покушение, но это не привело к серьезным политическим последствиям. Тогда христианские демократы победили, в первый и последний раз получив 48,5% голосов.
Теперь же, будто «холодная война» и не закончилась, оба блока оперировали «страшилками» того времени. В ходе избирательной кампании Берлускони называл своих противников «коммунистами» и «большевиками». Проди и лидеры левого центра в ответ говорили о нем как о латиноамериканском диктаторе былых времен или о некоем подобии Лукашенко. Все это перемежалось грубыми оскорблениями с обильным использованием ненормативной лексики. Призывы итальянского президента Карло Адзельо Чампи снизить тон полемики остались без внимания, и брань продолжилась.
Так, Романо Проди назвал нападки Сильвио Берлускони «преступными». А премьер наградил сторонников левого центра итальянским прозвищем «кольони». Оно обозначает определенный мужской орган и, как соответствующее по смыслу русскому слову «м...к», используется в смысле «беспросветный дурак», «простофиля». На заключительном митинге в Неаполе Берлускони под аплодисменты своих последователей повторил это ругательство.
Выражения, которыми чаще всего обменивались лидеры обоих лагерей, -- это «позор!» и «как вам не стыдно!». Берлускони не брезговал и откровенными инсинуациями. Он заявил, что левый блок хочет подделать итоги выборов, и призвал ООН и другие международные организации прислать в Италию наблюдателей. Проди отвечал, что подделкой итогов голосования, если на то пошло, занимается, как правило, власть, а не оппозиция.
В последние дни избирательной кампании Берлускони пошел ва-банк. Он обрушил шквал обвинений и поношений на всех и вся. На оппозицию, которая его «ненавидит». На журналистов и газеты, которые на него «клевещут». На прокуроров и судей, которые «в сговоре с «леваками» необоснованно его преследуют за коррупцию». Премьер смастерил подлинный политический «шедевр» -- он ухитрился восстановить против себя как профсоюзы, так и «Конфиндустрию» (Союз промышленников). Ее председатель Лука Кордеро ди Монтедземоло раскритиковал Берлускони за то, что «показатели конкурентоспособности промышленности Италии наиболее негативны за весь послевоенный период». Берлускони обиделся и устроил разнос предпринимателям на их съезде в городе Виченце.
Вместе с грубостью и вульгарностью предвыборная кампания в Италии поражала слабостью дебатов о насущных проблемах страны. А их хоть отбавляй. Как раз накануне выборов стали известны статистические данные, согласно которым в 2005 году рост ВВП составил всего лишь 0,1% (в предыдущем году -- 1,2%). В то же время дефицит госбюджета повысился на 3,8%, а государственный долг составляет 108% от ВВП. Драматична ситуация на рынке труда: безработица вроде как снизилась, но за счет увеличения доли контрактов по трудоустройству на ограниченное время, что лишает трудящихся уверенности в завтрашнем дне.
В тех редких случаях, когда Берлускони и Проди говорили о рецептах решения этих проблем, прежде всего бросалась в глаза их беспомощность. Главный козырь в пропагандистских арсеналах обоих лидеров -- обещание снизить налоги. Проди предложил сузить так называемый налоговый клин, то есть уменьшить косвенные налоги на доходы предпринимателей и налоги на зарплату. Они являются одним из факторов дороговизны, так как относятся к издержкам производства и влияют на цену производимой продукции.
Берлускони же в конце заключительных теледебатов с Проди 3 апреля, обращаясь к избирателям с призывом голосовать за его блок, неожиданно объявил, что намерен отменить муниципальный налог на недвижимость, поступления от которого идут на финансирование социальных услуг на местном уровне. Но ни Проди, ни Берлускони не сумели внятно объяснить, откуда они возьмут деньги, компенсирующие налоговые потери. Поэтому газеты говорят и о том и другом проекте как о «книге сновидений».
Различия между соперниками проявляются прежде всего в международной политике, в частности в отношении войны в Ираке. Это практически единственная внешнеполитическая тема, которая затрагивалась во время предвыборной кампании. Левоцентристы всегда были против войны в Ираке и открыто критикуют США, хотя подчеркивают принципиальную приверженность союзу с Вашингтоном. Правоцентристы, наоборот, всецело поддерживают политику Джорджа Буша -- правительство Берлускони отправило в Ирак, правда лишь после официального объявления об окончании там военных действий 1 мая 2003 года, трехтысячный итальянский контингент.
Романо Проди в случае победы обещает вывести итальянский контингент из Ирака «как можно скорее». Берлускони, раньше заявлявший, что итальянские войска останутся в Ираке «до тех пор, пока это нужно», теперь, однако, тоже говорит об их выводе «при согласовании с иракским правительством и американскими союзниками» до конца этого года.
К России оба политика относятся одинаково неплохо, хотя ясно, что если на выборах победит Романо Проди, то большой личной дружбы между ним и Владимиром Путиным, как то было в случае с Сильвио Берлускони, уже не будет.
Джованни БЕНСИ, Рим