|
|
N°61, 10 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЮКОС навсегда
Вскоре после начала дела ЮКОСа, когда Платон Лебедев уже сидел в тюрьме, а Михаил Ходорковский догуливал последние месяцы на воле, умнейший Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, сказал, что судьба России во многом будет определяться тем, как быстро власть сумеет проглотить тот кусок собственности, ради которого все это и было затеяно. Процесс переваривания вышел долгий. На четвертом году дела ЮКОСа конца этому уголовно-политическому сериалу, определившему характер целой эпохи в стране, не видно.
Оказалось, что посадить Ходорковского с Лебедевым на большие сроки, загнать их в колонии максимально далеко от Москвы, по более чем сомнительной финансовой схеме передать основной добывающий актив ЮКОСа -- «Юганскнефтегаз» -- главному заказчику этой истории недостаточно. В деле появляются все новые и новые фигуранты. Теперь надо «правильно» обанкротить ЮКОС, чтобы его оставшиеся активы опять-таки достались главному заказчику. И вот уже приходится срочно арестовывать свеженазначенного вице-президента компании Василия Алексаняна. Ведь он мог стать препятствием на пути очередной аферы с активами ЮКОСа в пользу части российской власти, на сей раз с участием конкурсного управляющего.
Опять же надо проследить, чтобы зарубежные активы ЮКОСа не достались «непроверенным» людям. Тут уже вообще чистая политика. Та же вроде бы демократическая Литва, член Евросоюза, очень боится продать принадлежащую ЮКОСу долю в Мажейкяйском НПЗ компании, которая рассердит Москву. А то она еще возьмет и прекратит загружать нефтью литовский завод -- и начнется в стране энергетический кризис.
Наконец, жалобы, поданные по разным поводам адвокатами ЮКОСа, начнет рассматривать Европейский суд по правам человека. Да и в судах США уже лежат иски против высокопоставленных российских чиновников, прямо или косвенно причастных к разгрому нефтяной компании. Так что покончить навсегда с делом ЮКОСа и забыть о нем как об успешном «единичном случае» борьбы с «неплательщиками налогов в особо крупных размерах» никак не получается.
В свое время мне приходилось писать, что дело ЮКОСа станет для России историческим прецедентом, как, например, дело Бейлиса. Так и происходит. Разгром этой нефтяной компании, при всех спорных моментах политической и бизнес-деятельности Михаила Ходорковского, отравил всю российскую экономику и саму атмосферу в стране. Крупный отечественный частный бизнес в принципе перестал думать о том, что может рассчитывать в России на стратегические перспективы. Чиновники очередной раз доказали, что в желании отомстить личному врагу и завладеть его собственностью они готовы использовать для достижения своих корыстных целей все ветви власти, всю мощь государственной машины.
Запустив фактически процесс ренационализации активов, а на самом деле их приватизации в пользу представителей провластных группировок, власть загубила, возможно, лучший шанс превратить Россию в страну с динамичной и полноценной рыночной экономикой. Дело ЮКОСа оказалось приговором судебной системе, принципу разделения властей, качеству и целям госаппарата России. Причем совершенно не важно, сколько людей поддерживают или не поддерживают приговор Ходорковскому. Так называемые простые люди от экспроприации ЮКОСа точно не стали богаче.
Инспирировав дело ЮКОСа, власть загнала себя в стратегическую ловушку. Причем выпутываться из этого «показательного процесса», как назвал его один из высокопоставленных сотрудников администрации президента, неизбежно придется уже будущим поколениям обитателей политического олимпа России. А масштабы ущерба и последствия этого процесса неизмеримо больше тех сумм, которые инкриминируются все новым и новым фигурантам.
Семен Новопрудский