|
|
N°60, 07 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вернисаж ненужных вещей
Женевская выставка изобретений опять собрала сотни непризнанных гениев
Открывшаяся в среду в Женеве 34-я Международная выставка изобретений, как обычно, оказалась раем для тех, кому нравятся экстремальные порождения человеческой фантазии. Попытки изобрести велосипед -- что в буквальном, что в переносном смыслах -- всегда радуют глаз обывателя и приводят в ужас патентоведов. Выставки инноваций практически неизбежно становятся «технокунсткамерой», куда со всех концов мира сбегаются непризнанные гении-изобретатели.
Так, француз Пьер Лантье демонстрирует специальный пакет для переноски букетов: в обычной бумажной хозяйственной сумке вырезаны большие окна, что позволяет таскать цветы, не опасаясь смять или поломать их стебли. Его соотечественница Лана Аронсон привезла с собой в Женеву «светозонтик»: по его краям расположены яркие лампочки, освещающие путь перед идущим пешеходом. Кстати, не исключено, что это изобретение может стать популярным: «светозонтик» идеально встраивается в европейскую политику безопасности движения. Яркие лампочки снижают вероятность случайного наезда на переходящего дорогу пешехода: даже в кромешной тьме они хорошо видны проезжающим рядом водителям. Да и россиянам, падким на всякого рода световые эффекты, наверняка понравится. Пьер Буазиз придумал трехногие пластиковые подстаканники для пластиковых же одноразовых стаканчиков -- видимо, чтобы любители фастфудовского кофейного напитка не обжигали себе руки. А некий Майкл Киллиан из Ирландии занялся тем самым предосудительным занятием, что давно вошло в поговорки: он изобрел велосипед, который умеет ездить боком. Оба колеса этого загадочного транспортного средства могут поворачиваться с помощью рулей. Кроме того, одна китайская фирма представила часы, которые улавливают колебания земли и при начале землетрясения подают сигнал тревоги.
Но было бы ошибкой считать женевскую выставку только собранием затейливых безделиц. Если оставить в стороне «светозонтики» и тому подобные шуточные изобретения, то окажется, что у этого мероприятия есть и вполне серьезная задача. Официальная цель этого салона -- дать возможность инновациям найти свое место на рынке, отыскать того бизнесмена, который рискнет вложить деньги в оригинальную идею. На прошлогоднем салоне местного «Оскара» -- приз зрительских симпатий -- заработал кувейтец Ахмад Альхашаш, который предложил проект мотокостюма со встроенными подушками безопасности. Пожалуй, если эту идею довести до ума, то она могла бы резко снизить смертность мотоциклистов в ДТП. И наверное, многим кулибиным действительно удается поймать в Женеве свою "золотую рыбку" (поскольку на одних только сумасшедших изобретателях вечных двигателей эта выставка вряд ли бы дожила до 34-й годовщины).
Однако действительно крупные фирмы, как правило, игнорируют подобные салоны: в серьезных корпорациях процесс изобретательства втиснут в бизнес-рамки и поставлен на конвейер. Грубо говоря, если компания имеет отдел исследований и разработок, которому и положено по штату заниматься рационализаторской деятельностью, то выставлять свои идеи на такую выставку абсолютно бессмысленно. Работа штатных изобретателей финансируется на всех стадиях -- от чертежа до производства, и никаких посредников тут совершенно не требуется. Другое дело изобретатели-одиночки или небольшие фирмы, которым нужна площадка для раскрутки собственных ноу-хау. Эти две категории и образуют основную массу участников салона инноваций.
Стоит отметить и крайне любопытную географию изобретателей, заявившихся на женевскую выставку. Из 775 участников почти 20% -- малайзийцы. Слов нет, в последнее время в этой азиатской стране современные технологии развиваются бурно, но в число мировых инновационных столиц Куала-Лумпур обычно не включают. На втором месте -- 72 участника -- оказалась Россия. Здесь, видимо, работает и политический фактор -- в нашем отечестве словосочетание «внедрение инноваций» в последнее время стало исключительно модным. На третьем месте, обгоняя французов, почему-то оказался Иран, хотя вряд ли кто сможет с ходу припомнить какие-либо изобретения персидских ученых. Американцы же, славящиеся своими технологическими достижениями, представлены на выставке лишь двумя участниками, причем одна из них -- Сильвана Майсели -- проходит по разряду «изобретательской экзотики»: она сконструировала «косметические очки» со встроенной кисточкой для нанесения туши на ресницы.
Владимир ДЗАГУТО