|
|
N°60, 07 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обмен мечтами
Россия и Бразилия хотят совместными усилиями добиться лидерства в глобальной конкуренции
Вчера в экономической и финансовой столице Бразилии 18-миллионном Сан-Паулу премьер Михаил Фрадков призывал бразильский бизнес активнее сотрудничать с российскими коллегами. На традиционной для заграничных премьерских визитов встрече с местными предпринимателями г-н Фрадков c неподдельным воодушевлением описывал перспективы совместной работы -- как в России и Бразилии, так и на рынках третьих стран. Российский премьер понимает, что без участия бизнеса невозможно выполнить поставленную им самим задачу -- увеличить объем взаимной торговли с нынешних 3 млрд долл. в год до 10 млрд долл. к 2010 году.
Задача не выглядит неразрешимой. По данным бразильской стороны, за три месяца этого года товарооборот вырос уже на 53%. Как заявил Михаил Фрадков на встрече с предпринимателями, Россия и Бразилия обладают такими технологиями, которые «позволяют рассчитывать на лидерство в глобальной конкуренции». Однако, продолжил премьер, «ощущается, что пока еще не дает развернуться удаленность наших стран, несистематичность контактов». Компенсировать эту удаленность и несистематичность премьер и предложил бизнесменам за счет расширения бизнес-контактов.
Одна из наиболее перспективных сфер сотрудничества -- энергетика. Учитывая, что бразильцы оценивают необходимый объем инвестиций в эту отрасль в ближайшие несколько лет в 40 млрд долл., у российских компаний неплохие шансы закрепиться на латиноамериканском рынке. Как сказал Михаил Фрадков, отвечая на вопрос «Времени новостей», большой интерес к поставкам в Бразилию энергетического оборудования есть, например, у «Силовых машин». Кроме того, «Газпром» и «Стройтрансгаз» обсуждают возможность своего участия в строительстве газопровода Венесуэла--Бразилия--Аргентина. Правда, строительство начнется нескоро. Пока только принято политическое решение по проекту.
Кстати, вице-президент Бразилии Жозе Аленкар, отвечая на вопрос «Времени новостей» после состоявшегося во вторник в Бразилиа заседания комиссии высокого уровня по сотрудничеству, заявил, что бразильская сторона рассматривает возможность участия российских компаний в сооружении газопровода. По словам главы «Роспрома» Бориса Алешина, Россия может принять участие в «полном цикле производства в этом проекте». «Мы можем быть у Petrobras (крупнейшая в Бразилии нефтегазовая компания) серьезными партнерами и при оценке возможности месторождений газа, построении системы транспортировки, распределения», -- сказал он журналистам. Также, по словам Бориса Алешина, в Бразилии большой интерес к совместной разработке нефтяных месторождений, к альтернативным возобновляемым источникам энергии -- энергии отливов и приливов, ветроэнергетике, биоэнергетике. При этом опыт бразильских нефтяников может оказаться полезным для российских коллег, особенно при разработке месторождений на шельфе. Бразильцы накопили немалый опыт добычи на глубоководных месторождениях. «Думаю, в Бразилии неизбежно будет развиваться и ядерная энергетика», -- констатировал глава «Роспрома».
После общения с бизнесменами Михаил Фрадков вплотную занялся проблемами российско-бразильского аэрокосмического сотрудничества (в Москве была уже глубокая ночь). В его программе значились посещения Центра аэрокосмических технологий (CTA) министерства обороны Бразилии, Национального института космических исследований, завода одной из крупнейших в мире авиастроительной компании Embraer (производит гражданские региональные самолеты вместимостью от 30 до 110 пассажиров. Почти за 40 лет существования выпустила около 3,6 тыс. самолетов, которые эксплуатируются 130 авиакомпаниями). Кроме того, премьер принял участие в открытии российской экспозиции в Музее авиации и космонавтики Бразилии.
Как заявил журналистам заместитель руководителя Федерального космического агентства («Роскосмос») Виктор Ремишевский, российско-бразильское сотрудничество в космической сфере входит в число наиболее динамично развивающихся. Бразильцы приступили к реализации собственной космической программы еще в 60-х годах прошлого века. Однако первый ракетоноситель был создан только в середине 90-х годов, причем не в последнюю очередь, как отмечают эксперты Центра анализа стратегий и технологий, из-за противодействия со стороны США. Впрочем, запустить ракетоноситель пока не получается. Два старта, в 1997 и 1999 годах, с космодрома Алкантара завершились авариями после взлета. А в ходе подготовки третьего запуска -- 22 августа 2003 года -- ракета взорвалась прямо на стартовом столе. Тогда погибло более 20 человек.
Сейчас российские специалисты помогают Бразилии восстановить стартовый комплекс, чтобы вновь попытаться запустить бразильский ракетоноситель. Ведутся совместные работы и по его усовершенствованию. «После аварии только Россия откликнулась на просьбу оказать помощь Бразилии в повышении надежности ракеты. Сейчас эта работа успешно завершается Государственным ракетным центром имени Макеева (запуск запланирован на 2007 год. -- Ред.). Приступили к работам по дальнейшей модернизации этой ракеты», -- говорит г-н Ремишевский.
Отметим, что космодром Алкантара имеет самое удачное расположение -- около экватора и рядом с морем. Первое преимущество создает наилучшие условия для запуска спутников на геостационарную орбиту. При запуске с этого космодрома «наименьшие суммарные затраты энергии на выведение килограмма груза», поясняет замглавы «Роскосмоса». Второе -- позволяет обеспечить максимальную безопасность: в случае неудачи обломки ракетоносителя упадут в море.
Впрочем, проект совместного использования бразильского космодрома, как говорит г-н Ремишевский, находится «пока только на вербальном уровне» и «трудно сказать, когда он будет осуществлен». Отметим, что в таком состоянии находится довольно много потенциально взаимовыгодных совместных проектов. На это обратил внимание Михаил Фрадков после встречи с энергетиками. Однако премьер уверен, что проекты будут реализованы. «Впечатление такое, что еще чуть-чуть подтолкнуть и можно будет работать», -- признался он журналистам.
По оценке российских экспертов, именно программа совместного использования Алкантары для запуска коммерческих спутников имеет все шансы стать весомой составляющей при решении поставленной президентами двух стран в 2004 году задачи формирования «технологического альянса» между Россией и Бразилией.
По данным российского Центра анализа и стратегии, выпустившего накануне визита премьера в Бразилию сборник статей о российско-бразильском сотрудничестве, в ближайшие 15--20 лет Бразилия намерена реализовать космическую программу «Южный крест», которая предусматривает запуск нескольких геостационарных спутников, а также создание целого семейства из пяти отличающихся по мощности ракетоносителей. Подготовка к конкурсу по определению партнера по запуску одного из геостационарных спутников уже идет. Россия обязательно будет участвовать в конкурсе. Как сообщил г-н Ремишевский, предложения ведущих российских космических фирм бразильской стороне уже представлены.
Примечательно, что хотя вес России и Бразилии в освоении космоса несопоставим, российским специалистам, похоже, вскоре будет вполне с руки использовать наработки бразильских. По словам г-на Ремишевского, сейчас первый бразильский космонавт Маркус Понтес проводит на орбите эксперименты на оборудовании бразильского производства. Если они будут удачными, «наверное, и в нашей космонавтике будут использоваться какие-то их приборы», не исключил он.
Что касается авиации, ранее уже были положительно оценены перспективы возможных поставок на бразильский рынок российской вертолетной техники и гидросамолетов, в частности сертифицированных в Бразилии вертолета Ми-171А, небольшого самолета-амфибии Бе-103, а по завершении сертификации -- вертолетов Ка-226, Ка-32, а также самого мощного в мире самолета-амфибии Бе-200.
С прошлого года России и Бразилия пытаются договориться о создании на российской территории совместного предприятия по сборке бразильского регионального самолета Embraer. «Переговоры продвигаются осторожно, что связано прежде всего с оценкой рынка. Более интенсивно заняться этим вопросом должна создаваемая авиастроительная корпорация», -- сказал Борис Алешин. Глава «Роспрома» не видит в этом типе бразильских самолетов угрозы для перспективной разработки отечественных конструкторов -- самолета RRJ, поскольку Embraer рассчитан на 50 мест, а RRJ находится в другой нише и «будет уходить к 75, 95 и 110 местам».
Пока на пути создания СП помимо прочего стоит серьезный законодательный барьер. Бразильцы настаивают на 51% акций, однако согласно российскому законодательству зарубежные инвесторы не могут владеть более 25% акций российских авиастроительных предприятий. «Но есть возможность как минимум разработки и принятия межправительственного соглашения, которое могло бы снять это ограничение. Этот путь будет наиболее понятным и ясным», -- говорит г-н Алешин.
Переговоры о возможной покупке ВАЗом и ГАЗом бразильского завода по производству двигателей Tritec Motors (об этом газета "Время новостей" писала в номере за 6 апреля) активизируются в конце этого месяца, сообщил Борис Алешин. «Покупка завода -- вопрос не одного дня, это сложная техническая проблема. Двигатели оцениваются. Ведутся исследования», -- сказал он. По словам чиновника, бразильский завод производит двигатели уровня Евро-4, которые при незначительной доработке могут достичь уровня Евро-5. «Такие двигатели будут очень востребованы российским автопромом», -- сказал г-н Алешин. Говоря о перспективах российско-бразильского сотрудничества в области автомобилестроения, он сообщил, что ГАЗ предполагает поставлять в эту страну малотоннажные грузовики «Газель». Не исключена также организация на территории Бразилии их производства.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Сан-Паулу