|
|
N°58, 05 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«В случае увеличения цены на газ власть не сможет проводить свою политику»
В субботу в Минске состоится инаугурация президента Александра Лукашенко, победившего на выборах 19 марта. По информации «Времени новостей», администрация российского президента не готовится к поездке Владимира Путина для участия в торжествах. Возможно, это связано с непростой обстановкой в Белоруссии, где не согласная с итогами выборов оппозиция опротестовала результаты выборов и добивается смены власти. Об этом с газетой «Время новостей» беседует лидер объединенной белорусской оппозиции 58-летний Александр МИЛИНКЕВИЧ.
-- Белорусская оппозиция так и не добилась смены власти в стране по сценариям Украины и Грузии...
-- Мы и не планировали таких сценариев. В Грузии и Украине была пусть несовершенная, но все же демократия -- оппозиция в парламенте, независимые СМИ. Ситуация в Белоруссии ближе к Польше времен «Солидарности», поскольку режим Лукашенко во многом напоминает польский режим конца 1970-х. Нашей целью остается бороться за людей, избавить их от страха, чтобы они стали активнее.
-- Вы не раз заявляли, что белорусское общество созрело для перемен. Почему вы считаете, что перемены возможны сегодня, если они не произошли раньше, когда в парламенте была оппозиция?
-- Нынешний руководитель страны -- талантливый популист. Он выиграл свободные и прозрачные выборы в 1994 году. У популизма есть ресурс, позволяющий лидеру сохранять привлекательность, но этот ресурс не бесконечен. Число людей, которые разочаровались в его политике, растет, потому что он не выполняет обещаний, а то, что говорится по государственному телевидению, расходится с реальной жизнью. В Белоруссии власть назначается, а не избирается. Такая система порочна, поскольку начальник не думает о тех, кто внизу. В разговорах с людьми я не раз слышал: «Власти мы не нужны». В случае увеличения цены на российский газ власть не сможет проводить свою социальную политику, а моральные ценности для привлечения сторонников она не использует. Поэтому я считаю, что пять лет она не продержится.
-- Что предпримет оппозиция?
-- К нам приходит все больше людей, растет число активных сторонников. Для нас важны активные люди, а не просто сочувствующие. Такие режимы, как белорусский, не падают на выборах. Власть боится только улицы, для оказания на нее давления необходимы акции, в которых будут участвовать 300 тысяч, полмиллиона человек. Наша цель -- чтобы на улицу выходило все больше людей. Когда их число увеличится в результате нашей каждодневной работы, мы проведем акцию еще раз. Сейчас мы временно прекратили акции протеста не потому, что боимся, а потому, что нет смысла стоять, когда количество митингующих не увеличивается.
-- Каков социальный портрет ваших сторонников?
-- Это молодые, образованные, информированные, предприимчивые люди. За нас очень много верующих людей, и не только протестантов, с которыми сегодня обращаются так же, как и с оппозицией, -- их, к примеру, могут задержать за собрание на частной квартире. Протестные настроения сильны и в православной церкви.
-- Если продолжить аналогии с польской «Солидарностью», намерены ли вы привлекать в свои ряды рабочих?
-- С рабочими действительно есть проблема. Среди наших активных сторонников их представителей не так много. Мы намерены провести широкие акции за отмену контрактной системы, делающей бесправными наемных работников. Она создает ощущение страха в обществе, поскольку люди боятся потерять работу. Стоило мне в выступлениях накануне выборов заявить о необходимости отмены срочных контрактов, раздавался взрыв аплодисментов.
-- Запад не признает итоги президентских выборов в Белоруссии, Россия их признала. Как это влияет на ситуацию?
-- На прошлой неделе я подписал с польским премьером акт, согласно которому студенты, отчисленные за участие в акциях протеста, смогут завершить образование в этой стране. Минобразования Белоруссии сразу заявило, что не намерено никого отчислять. Теперь студенты не боятся остаться без диплома, а значит, смогут активно участвовать в политической жизни. Позиция России меня очень разочаровала, поскольку я верил, что у нее есть долгосрочная стратегия в отношении Белоруссии. Игнорировать значительную часть общества -- значит не думать о послезавтрашнем дне, ухудшить перспективы сотрудничества в будущем.
Беседовала Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск