|
|
N°57, 04 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Плата за услугу -- это не оплата судебного решения»
Председатель Высшего арбитражного суда Антон ИВАНОВ пояснил «Времени новостей», почему он считает необходимым обнародование адвокатских ставок.
-- Антон Александрович, чем обусловлено стремление ВАС урегулировать проблему взыскания судебных издержек?
-- С начала 90-х годов в арбитражной системе сложилась практика, согласно которой суды не взыскивали с проигравшей стороны гонорар, уплаченный выигравшей стороной адвокату в процентах от иска. С этим связаны положения АПК, которые применительно к взысканию расходов на адвокатов закрепили правило, что эти расходы взыскиваются не в полной сумме, а в сумме, которая считается разумной. Это предполагает, что суд должен оценить разумность расходов и, соответственно, может снизить их размер.
Вторая причина -- невозможность привязать выплату вознаграждения адвокату к принятию решения судом или иным госорганом. Суд независим, государственный орган тоже принимает решение независимо от того, кто помогает ему в этом. Можно ли считать, что услуга состоит в принятии соответствующим органом решения? Это не совсем правильно. Услуга состоит в том, что лицо совершает какие-то действия, в результате которых государственный орган либо принимает, либо не принимает решение. То есть плата за услугу -- это не плата за судебное решение, это плата за конкретную работу, которую выполняет адвокат или юридический представитель в ходе подготовки дела к слушанию и в процессе его.
Поэтому, чтобы помочь судье принять взвешенное решение о размере возмещения расходов, мы предлагаем адвокатам сделать публичными свои ставки. В этом мы обратились к опыту ряда европейских стран, где ставки адвоката публикуются, адвокаты обязаны по этим ставкам оказывать услуги, а у судов есть четкая картина того, по каким параметрам можно взыскивать судебные издержки. Это не значит, что представитель не может определять свои гонорары в договоре с клиентом иначе. Безусловно, адвокаты имеют право и на другие формы оплаты, например на «гонорар успеха». Но надо при этом понимать, что если они определили гонорар иначе, то эти расходы судом не будут взысканы. И тот, кто так платит гонорар, тоже должен это знать.
-- В чем суть ваших разногласий с адвокатским сообществом?
-- Адвокаты подумали, что мы хотим контролировать их доходы. Нам это совершенно не нужно. Нас интересует только установление объективного масштаба расходов для того, чтобы суды могли их взыскивать с проигравшей стороны. И на наш взгляд, эта мера работает и в интересах самих адвокатов тоже. Ведь если суды начнут эффективно взыскивать расходы на адвоката, то сторона, которая нанимает защитника, будет иметь шанс их компенсировать.
-- И каким образом предлагается обнародовать эти ставки?
-- Желательно, чтобы эти ставки были известны в палате, в которой состоит адвокат. Разумеется, они должны быть вывешены и в том месте, где адвокат принимает клиентов.
|