|
|
N°56, 03 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кронный удар теннисиста
Бьорн Борг грозится продать медали и спать спокойно
Ничто так не объединяет обывателей, как всеобщая нелюбовь к налоговому инспектору. Этой давно известной истиной активно пользуются обладатели крупных состояний в Швеции, которым в силу особенностей фискальной политики скандинавской страны приходится отдавать в казну куда большую часть доходов, нежели богачам из других стран. На днях удобный случай вызвать сочувствие у соотечественников удачно использовал легендарный шведский теннисист Бьорн Борг. Пятикратный победитель Уимблдонского турнира едва ли не плакал, когда объявлял о намерении пустить с молотка уникальную коллекцию своих спортивных трофеев. Особое сочувствие у простых шведов вызвал тот факт, что обладатель титула "лучший шведский спортсмен ХХ столетия" собирался пожертвовать своими многочисленными наградами, чтобы своевременно заплатить налоги.
Для этого 49-летний Бьорн Борг намеревался выставить на британском аукционе Bonhams пять кубков, завоеванных им на Уимблдонских турнирах в период с 1976 по 1980 год. Стоимость этого лота, куда входили также две любимые деревянные ракетки теннисиста, эксперты оценили в 250 тыс. фунтов стерлингов (425 тыс. долл.). Осуществлению этой сделки в последний момент неожиданно помешал главный соперник и «заклятый друг» Борга -- американец Джон Маккинрой. «Когда я узнал о желании Бьорна продать с аукциона уимблдонские кубки и ракетки, я позвонил ему и сказал, что если он это сделает, я перестану его уважать. Это было бы предательством по отношению к нашему общему спортивному прошлому», -- заявил Маккинрой. В ответ Бьорн Борг разворчался о том, что американцам, конечно, легко быть гордыми, мол, налоги в Соединенных Штатах гораздо меньше, чем в Швеции. Но с распродажей своих чемпионских трофеев обещал повременить.
Бьорн Борг далеко не первый знаменитый швед, у которого возникли проблемы с уплатой налогов. Ранее в список неблагонадежных налогоплательщиков попадали такие звезды, как Астрид Линдгрен и Ингвар Бергман. Шведские налоговики вовсе не собирались давать им скидку на международную славу и всемирное признание. От автора «Карлсона» и «Пеппи» шведское налоговое управление требовало уплаты налогов на общую сумму, едва ли не превышающую размер полученных писательницей гонораров, а создателю «Земляничной поляны» фискалы выставили настолько большой счет, что режиссер вообще предпочел на несколько лет покинуть родину. Напомним, что шведы платят самые высокие налоги в мире. Размеры отчислений в бюджет составляют в среднем 40--50% от заработной платы, а в случае получения особенно высоких прибылей достигают 70%.
Неудивительно, что, заработав за годы спортивной карьеры 70 млн долл., Бьорн Борг также надолго превратился в «налогового эмигранта». Он обосновался в Монте-Карло, и его имя из спортивных новостей быстро перекочевало в разделы светской хроники. Среди подруг Бьорна Борга тех лет бульварные газеты называли Лайзу Минелли, обеих солисток АББА и других менее известных поклонниц. Из своего имени прославленный теннисист сделал популярный бренд. Через подставные фирмы он стал владельцем торговой марки белья, обуви и одежды, которая так и называется «Бьорн Борг». Как утверждает шведская газета «Экспрессен», за этот бренд теннисной звезде было заплачено порядка 80 млн долл., из которых чемпион не заплатил в Швеции налогов ни на одну крону. Напротив, у себя на родине он играл роль «нищего миллионера» и с удовольствием демонстрировал журналистам в своей стокгольмской квартире голые стены и старенький черно-белый телевизор. Для большей убедительности подверглась банкротству принадлежавшая ему в Швеции компания Bjorn Borg Design Group, был также продан загородный дом, и вырученные деньги пошли на оплату долгов.
Однако, как утверждают налоговики, пока в Швеции Бьорн Борг числился банкротом, на его офшорных счетах лежали миллионы. Принадлежащая теннисисту фирма была зарегистрирована не в Швеции, а на нидерландских Антилах. При этом ее официальным владельцем является также не Бьорн Борг, а его родители. В шведской налоговой полиции в Ханнинге корреспонденту «Времени новостей» сообщили, что вопрос о долгах теннисиста бюджету еще не закрыт. Инспектор Карл Ингварссон пояснил, что «к Бьорну Боргу имеется еще немало вопросов, которые предстоит выяснить».
Светлана ПАНКРАТОВА, Стокгольм