|
|
N°53, 29 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
План боя
Сергей Иванов справил пятилетие на посту министра обороны
Сегодня начался шестой год пребывания Сергея Иванова в должности министра обороны. А вчера он целых два часа с большой охотой рассказывал о выполнении своего первого пятилетнего плана. Надо отдать должное нынешнему главе военного ведомства -- вооруженные силы сегодня существенно отличаются от той массы людей в погонах, что страна имела на стыке веков. Тогда, чтобы сформировать более-менее боеспособную группировку для войны на Северном Кавказе, собирали людей с миру по нитке. «Сводные», не слаженные в боевом отношении подразделения становились легкой добычей боевиков. Сегодня же только в Северо-Кавказском военном округе имеется такая же по количеству, но хорошо отмобилизованная группировка войск, готовая к ведению боевых действий.
В 1996--2000 годах в войска поступило 40 видов вооружений, а за один прошлый год -- 400. Сегодня Россия производит все основные вооружения, о чем невозможно было мечтать еще в 2000 году. За последние семь лет прошлого века не заложено ни одного корабля, а сегодня -- новый фрегат, строятся 20 корветов, десантные корабли, атомные подводные лодки с ракетами «Булава», в этом году на вооружение поступает подвижный вариант межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М». И это, наверное, главное: остановлено разрушение «ядерного щита» России.
Провалившийся в середине 90-х годов переход на контракт сегодня все-таки осуществляется, и к 2008 году 70% личного состава перейдет в профессионалы. Новое "качество" военнослужащих позволяет сокращать численность армии. За пятилетие, что Сергей Иванов провел в кресле министра обороны, вооруженные силы уменьшились на 200 тыс. человек. Сокращения будут идти и дальше, но не столь быстрыми темпами: к 2011 году армия станет меньше еще на 35 тыс. (сегодня в вооруженных силах РФ 1 млн 134 тыс. человек).
Переход на преимущественно контрактный способ комплектования дает шансы перейти к 2008 году на годичный срок службы вместо нынешних двух. При любом отношении к Сергею Иванову нельзя не признать, что сделано это будет при его "правлении" военным ведомством.
Воспрянул в последние годы и оборонно-промышленный комплекс. Проблемой остается высокая недозагрузка предприятий. Сергей Иванов выход видит в наращивании выпуска высокотехнологичной гражданской продукции на заводах оборонки. Некоторые фирмы ОПК взялись за выпуск продукции для энергетики, нефтяной и газовой промышленности. Особенно г-на Иванова умилило, что на одном из заводов, выпускающем стратегические ракеты, стали делать еще и сенокосилки. Хотя он сразу оговорился: «Я не призываю предприятия выпускать утюги». Для структурных перемен в ОПК Сергей Иванов как вице-премьер настоял на том, чтобы комиссию по военно-промышленным вопросам сделали постоянным органом. Более того, сам ее и возглавил, оттеснив председателя правительства.
Сергей Иванов продолжает настаивать на формировании в сфере ОПК крупных холдингов по видам вооружений. В частности, уже есть концерн ПВО «Алмаз-Антей», «Тактическое ракетное вооружение», принято решение о создании единой авиастроительной компании, ракетно-космического и электронного холдингов, на очереди бронетанковый, судостроительный -- с разделением на производителей надводных и подводных кораблей. Эти объединения г-н Иванов рассчитывает задействовать при реализации национальных проектов. В частности, для производства медицинской, сельскохозяйственной, автотранспортной продукции. Этот «магистральный», по выражению министра, путь поможет сделать предприятия оборонки рентабельными. «Другого здесь быть не может», -- сказал вице-премьер.
Худо-бедно, но выросло денежное довольствие офицеров, впервые очередь бесквартирных пошла на убыль. Безусловно, все эти перемены произошли прежде всего потому, что у государства появились средства. Г-н Иванов этого и не скрывает. Военный бюджет ежегодно растет примерно на 20%, расходы на переоснащение вооруженных сил -- на четверть. Однако пять лет назад 70% выделяемых на оборону средств «проедалось» и только 30% шло на развитие армии. Это действительно была стагнация. Сейчас соотношение 60 к 40, к 2011 году планируется средства на обеспечение и развитие уравнять.
Правда, популярности и особо теплых чувств г-н Иванов не снискал. Потому, во-первых, что осмелился пойти на сокращение отсрочек от службы в армии. В четверг правительство рассмотрит законопроект, который предусматривает сокращение или изменение девяти из 25 имеющихся сегодня отсрочек. Перемены не затронут больных и студентов. Но и после этих нововведений Россия, как утверждает г-н Иванов, останется рекордсменом по отсрочкам. Правда, справедливости ради стоит напомнить, что в начале "эпохи Иванова" в Минобороны речь шла о полном переходе армии на профессиональную основу и отказ от призыва.
Не нравится народу и реакция Сергея Иванова на трагический случай в Челябинском военном училище. Не изменил своей тональности министр и вчера. «Вокруг дела Сычева накручено столько, что мало не покажется, -- сказал г-н Иванов. -- Окончательную точку в этом деле может поставить суд -- другого ответа вы от меня не дождетесь. Дело Сычева заставило переработать ряд ведомственных должностных инструкций и пересмотреть ряд документов. Но дело Сычева не должно заслонять проблему дисциплины в армии». Ее, кстати, так и не удалось существенно поправить в эти пять лет. Преступность в вооруженных силах остается «на недопустимо высоком уровне».
Вряд ли публика, сознающая масштабы применения в стране "административного ресурса", безраздельно поверит и утверждению вчерашнего бенефицианта о том, что он не использовал свое положение, когда в прошлом году его 27-летний сын сбил на своей машине женщину, которая от полученных травм скончалась. Вице-премьер мотивировал свою пассивность тем, что с 1999 года занимается публичной политикой, на виду недоброжелателей, которые не преминули бы это обстоятельство использовать. «Никогда и никаких мер по вмешательству и по позвоночному праву я не применял», -- сказал г-н Иванов.
Сергей Иванов признал, что коррупция в армии есть, хотя ее уровень и ниже, чем в целом по стране (это любимый аргумент министра обороны при отбивании нападок на вооруженные силы). В борьбе с этим явлением глава военного ведомства в очередной раз доказал, что способен на нестандартные радикальные шаги. Вчера он предложил ротацию главной (по статистике) категории мздоимцев -- офицеров военных комиссариатов. Нетрудно представить, какая суета началась среди работников военкоматов, которые рассматривали свою должность как пожизненную, а теперь придется возвращаться в войска. Этот сильный ход не добавит министру популярности и среди офицеров. Как, впрочем, и другой ход -- ликвидация института прикомандированных к гражданским ведомствам военных.
Еще одна решительная антикоррупционная мера, предложенная г-ном Ивановым, -- передача системы заключения контрактов для нужд силовых структур из Минобороны некой гражданской структуре (скорее всего федеральному агентству) в правительстве России. Принципиальное решение уже принято, передача начнется с 1 января 2007 года. В новых условиях заказчиками оружия останутся силовые структуры, а договоры заключать будут уже не полковники и генералы, а гражданские лица.
Сергей Иванов не скрывал вчера, что ему жалко будет покидать пост министра обороны -- «когда-нибудь это придется сделать». Но сегодня он не думает ни о каких иных постах и утверждает, что ему важно «довести до конца то, что обещал».
Николай ПОРОСКОВ