Время новостей
     N°48, 22 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.03.2006
Добавь себе стоимости
Министерство финансов подготовило новые аргументы в защиту нынешней ставки НДС
В преддверии начала работы над бюджетом-2007 в правительстве вновь обострились споры о судьбе налога на добавленную стоимость. В Министерстве финансов по-прежнему видят в идее снижения ставки НДС больше минусов, чем плюсов. Как рассказал вчера журналистам высокопоставленный источник в Минфине, снижение ставки НДС подстегнет инфляцию, вызовет деформации налоговой нагрузки на отрасли и создаст импортным товарам конкурентные преимущества над российскими.

Влияние снижения НДС на экономический рост не столь однозначно, уверены в Минфине, как это представляется сторонникам резкого снижения ставки -- то есть, в частности, премьер-министру Михаилу Фрадкову. С одной стороны, полагает источник в Минфине, уменьшение налоговой нагрузки действительно может способствовать выходу бизнеса из тени и ускорению инвестиций. Но с другой -- при снижении ставки НДС повысится ценовая конкурентоспособность импортных товаров, для которых НДС тоже снизится. С учетом предполагаемого ускорения роста импорта прирост ВВП может свестись к нулю. Отчасти именно из-за этого в Европе, как говорится в аналитической записке Минфина, особо низкого НДС нет, ставки варьируются в пределах 17--20%. Европейские страны в основном «экспериментируют» с налогом на прибыль.

С точки зрения бюджетной политики уменьшение ставки НДС может стать опасным в случае тенденции понижения нефтяных цен. При снижении НДС до 13%, падении цен на нефть до 27 долл. за баррель и сохранении нынешнего уровня непроцентных расходов в 2007 году дефицит бюджета составит 2,2% ВВП. Переход к дефицитной политике снизит суверенный рейтинг России, из-за чего возрастет стоимость обслуживания внешнего долга, а значит, возрастет зависимость бюджета от внешних заимствований.

Кроме того, расчеты Минфина показывают, что снижение ставки НДС до 13% приведет к увеличению денежной массы на 10%. В этом случае инфляция увеличится примерно на один процентный пункт. А в результате дополнительного укрепления рубля также снизится конкурентоспособность российских товаров, что приведет к дальнейшему замещению отечественной продукции импортной.

Введение единой ставки НДС в размере 16 или 13% приведет к росту цен на социально значимые товары, ныне облагаемые по ставке 10%. Подтверждением тому, считает источник в Минфине, служит введение в 2002 году 10-процентного «медицинского» НДС, после чего последовал резкий рост цен на лекарства.

К тому же, по прогнозам Минфина, снижение налога до 15 или 13%, как то предлагает аппарат правительства, не приведет к сокращению вероятности использования схем незаконного возмещения НДС. В стадии разработки в финансовом ведомстве находится сейчас новая концепция контроля за схемами, основывающаяся на простой идее: в платежке, которую плательщик приносит в банк, сумму НДС проставлять не во вспомогательном поле, а в главном, где указывается основная сумма платежа. Дело в том, что в таком случае сумма НДС будет доступна для налогового контроля, тогда как сегодня данные из вспомогательного поля просто «не видны». Они не фиксируются ни банками, ни налоговиками.

Идею замены НДС налогом с продаж (ее отстаивает глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович) Минфин категорически не поддерживает. В первую очередь из-за того, что при отмене всех льгот по налогу с продаж (как предлагают авторы идеи) под налогообложение подпадут все операции, ныне от НДС освобожденные. Что неизбежно вызовет повышение розничных цен. К тому же и администрирование этого налога ничуть не легче, чем НДС, уверены в Минфине. Если «рвется цепочка» по НДС, то налог собирается на следующих этапах, однократное же взимание налога с продаж не даст такой возможности.

Ирина СКЛЯРОВА