|
|
N°46, 20 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С бубном против пьянства
Медики призывают шаманов помочь коренным народам Хабаровского края избавиться от пристрастия к алкоголю
Дальневосточные наркологи, похоже, окончательно разуверовались в собственных силах и решили призвать на борьбу с алкоголизмом в отдаленных селениях силы потусторонние. Идею использовать бубен и магические бубенцы для борьбы с зависимостью предложила недавно главный нарколог Хабаровского района Любовь Пассар. Ее очень вдохновил опыт удэгейского целителя Василия Дункая, который проводит особые обряды очищения в национальных селах Красный Яр и Гвасюги. По подсчетам г-жи Пассар, количество сильно пьющих в этих деревнях за год снизилось на 15%. И теперь нарколог предлагает коллегам не стесняться использовать шаманские методы.
Особенно остро проблема массовой алкоголизации стоит в национальных поселках Хабаровского края. Обитатели маленькой деревни Улика, затерянной среди болот и лесов, как заверил корреспондента «Времени новостей» местный житель Геннадий Актанко, пьют поголовно. Любовь Пассар объясняет подобную тягу аборигенов к спиртному особенностями организма исконных обитателей Дальнего Востока. Однако одной только физиологией проблема пьянства коренных жителей Амура не исчерпывается. Действительно в организме аборигенов Амура не вырабатывается фермент, расщепляющий алкоголь. Но водка продавалась в сельских магазинах и в советское время, когда такого количества законченных пьяниц в селах не наблюдалось. Глава администрации села Улика Виктория Юкомзан рассказала, что на 150 жителей приходится более полусотни хронических алкоголиков. Работы в деревне нет -- рыболовецкий колхоз развалился. Живут здешние нанайцы почти как в девятнадцатом веке. Охота, рыбалка и сбор дикоросов. Вывезти продукцию в город очень сложно, так как дороги, связывающей сельчан с большой землей, нет. От того многие соглашаются вести натуральный обмен с приезжими предпринимателями, которые выменивают рыбу, мясо, папоротник и ягоды на дешевый технический спирт. Точно так же, как столетия назад китайские и маньчжурские купцы выменивали у предков нанайцев, удэгейцев и ульчей шкурки пышных зверей и женьшень.
Бригады наркологов работают в поселке наездами уже десять лет. Однако за это время отвратить от спиртного медикам удалось лишь четырех жителей Улики. Проблемы с алкоголем отразились даже на политической жизни маленькой деревни. Ровно год назад деревенский электорат устроил импичмент главе администрации Виктору Удинкану. Как рассказывают местные жители, «силы воли у него не хватило, деньги эта должность предполагает большие, и слишком велик соблазн». «В общем спился он, развязался, вот собрали мы сельский сход и отправили его в отставку», -- резюмировал местный охотник Валерий Волосняков.
Так что у администрации Улики и наркологов остались надежды только на шаманов. Традиционная религия лесных народов ограничивает употребление алкоголя. Водка и вино в шаманском представлении пища для богов и духов, а не напиток для регулярного употребления простых смертных. Собственно, эту идею и пытается донести до земляков ставший на духовный путь бывший удэгейский охотник Василий Дункай. Призвать на помощь «варяга» нанайцам из Улики пришлось потому, что своих стоящих шаманов не осталось. Последней на берегах Амура потомственной шаманке Дяксу Индикэ из отдаленного ульчского села Савинское недавно исполнилось 108 лет. Она настолько стара, что уже не может самостоятельно передвигаться.
На первый обряд антиалкогольного камлания перед сельским клубом собралось около ста человек. Людям шаман приказал встать на колени и, сложив руки в молитвенной просьбе, взывать к нанайским богам с просьбой о прощении. Просить прощения обитателям Улики следовало и за то, что забыли родной язык. Далее Дункай несколько раз выходил в круг с бубном, пытаясь ввести окружающих в состояние транса. Вся процедура проходила около часа и в общем-то мало чем отличалась от сеансов массового гипноза в исполнении известных психотерапевтов. Приведет ли массовое камлание к каким-либо результатам в Улике, пока неизвестно, но примечателен уже тот факт, что жители села после обряда очищения решили построить в деревне мёл. Так аборигены Дальнего Востока называют места для поклонения своим традиционным богам. Если после посещения шаманом Улики количество пьющих хотя бы немного уменьшится, опыт шаманской психотерапии хабаровские наркологи будут использовать и в других национальных селах края.
Илья СЕРГЕЕВ, Хабаровский край