|
|
N°46, 20 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Министр обороны Украины: Нужно разрушить миф об агрессивной сущности НАТО
26 марта на Украине пройдут парламентские выборы. Кандидаты в депутаты спорили не только о внутренней, но и о внешней политике, в том числе о членстве в НАТО. В интервью «Времени новостей» министр обороны Украины Анатолий ГРИЦЕНКО рассказал перспективах вступления страны в Североатлантический альянс и развитии связей с Россией в сфере военной промышленности.
-- Когда, по вашим прогнозам, Украина станет полноправным членом НАТО?
-- К концу марта будет готов План действий по обретению членства в Альянсе, в сентябре мы приступим к его выполнению. Если эта работа будет успешной для Украины и убедительной для НАТО, то в 2008 году на саммите «НАТО--Украина» может быть принято принципиальное решение о приеме Украины в альянс. Страна получит переходный период для завершения подготовительной работы, примерно полтора-два года. Получается полноправное членство на рубеже 2010 года. Это прогноз, жизнь может внести в него коррективы.
-- Не станет ли низкий уровень общественной поддержки препятствием для вступления в НАТО?
-- Действия власти в любой сфере внутренней или внешней политики максимально эффективны тогда, когда они поддерживаются обществом. Однако власть не может быть ведомой обществом в полном смысле этого слова. Иначе ни в одной стране не были бы проведены серьезные, иногда болезненные преобразования. Главное -- чтобы граждан честно информировали и чтобы политики не манипулировали общественной поддержкой (или неподдержкой) на основе полуправды или откровенной лжи. Нам нужно честно и убедительно объяснить преимущества членства в Альянсе, равно как и разрушить мифы об «агрессивной сущности» НАТО. Я уверен, что к моменту принятия решения о приеме Украины в НАТО украинское общество будет готово поддержать такой шаг.
-- Позволит ли украинский бюджет модернизировать армию, как того требуют стандарты НАТО?
-- Значительную часть пути Украина уже прошла. Мы сотрудничаем с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира» уже 12 лет и за этот период достигли значительного уровня совместимости подразделений для выполнения миротворческих и гуманитарных операций. Эта совместимость проверена в Косово, Ираке, других миссиях. И здесь тоже не нужны мифы. Армии стран НАТО не унифицированы, они имеют разные структуры, разные системы вооружений, одеваются в разную форму и говорят на разных языках. Единые стандарты применяются для достижения взаимной совместимости тех соединений и частей, которые выделяются государствами для возможных совместных операций.
Если говорить о бюджете, то страны НАТО ориентируются на военный бюджет порядка 2% ВВП. Законодательство Украины предполагает выделение на нужды армии 3% ВВП, правда, армия таких денег еще никогда не видела. На 2006 год выделено около 1,76% ВВП, а с 2007 года в соответствии с указом президента -- 2% ВВП. Этого достаточно и для развития армии, и для достижения стандартов НАТО. Дополнительных средств Минобороны запрашивать не будет.
-- Министр обороны России Сергей Иванов заявил, что в случае вступления Украины в НАТО россияне будут вынуждены прекратить сотрудничество с украинцами в сфере военно-промышленного комплекса (ВПК). Многие политики к тому же опасаются, что вступление Украины в Альянс угрожает безопасности России.
-- Давайте говорить откровенно. В течение многих лет Россия активно сотрудничает со странами НАТО по линии ВПК и почему-то не боится передавать свои технологические и прочие секреты, равно как и получать таковые от натовских производителей авиационной, космической и другой техники -- Франции, Германии, Италии, Норвегии. Почему? Да потому, что это выгодно -- это прибыль для предприятий, доходы в госбюджет, рабочие места для россиян. Так было до объявления Украиной курса на вступление в НАТО, так будет и дальше. Если сотрудничество с украинским ВПК будет выгодно российским предприятиям, они будут с нами сотрудничать. Если же государство будет ограничивать выгодные для россиян связи, вместо того чтобы способствовать им, тогда возникает вопрос: а в чьих, собственно, интересах работает государство? И зачем тогда граждане платят налоги на его, государства, содержание? Мне импонирует прагматичная позиция министра обороны Республики Беларусь. Он заявил, что вступление Украины в НАТО не отразится на реализации взаимовыгодных проектов в военно-технической сфере.
А «многие политики», которые пугают россиян, пусть внимательно осмотрятся вокруг, вникнут в происходящие в мире процессы, в конце концов, послушают думающих дипломатов и военных. Если угроза безопасности и будет, то, поверьте мне, не из Западной Европы. И уж точно не с территории Украины, Польши или балтийских государств.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев