Время новостей
     N°46, 20 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.03.2006
С китайской стилью
Москва увидела шанхайское акробатическое «Лебединое озеро»
Я давно твержу, что главным сценическим жанром стал детский утренник. Только он способен собирать огромные залы зрителей, потрясенно ахающих при каждой перемене декораций, готовых хлопать в такт любой мелодии и откликаться хором на призывы со сцены. Правда, утренники эти идут по вечерам в самых помпезных концертных залах, называются «шоу» и приходят на них взрослые. Почему детские зрелища -- любимое развлечение взрослых, вопрос для социопсихолога, но от фактов не отмахнешься. Такое вот действо -- «Акробатический балет «Лебединое озеро» -- приехало к нам из Шанхая, и стоило посмотреть, какие огромные очереди выстраивались к входу в Большой Кремлевский дворец за час до начала представления.

Предыстория шоу такова: несколько лет назад китайский номер «Восточный Лебедь. Акробатический дуэт», сделанный на основе па-де-де из балета Чайковского, взял главный приз -- «Золотого клоуна» -- на цирковом конкурсе в Монте-Карло. Создатели программы поняли, что нашли золотую жилу, и решили превратить номер в полнометражную сказочную историю. На родине, как уверяют, шоу имело успех, но товар с самого начала был задуман как экспортный, так что шанхайцы двинулись завоевывать Запад, а начать мировое турне решили с родины композитора. И лучше выдумать не могли. Для наших зрителей, у каждого из которых дома со времен Великой дружбы хранится зонтик с пагодой или эмалевая пепельница с драконом, именно китайский экспортный джентльменский набор -- фонарики, перья, драконы, пагоды, чистенькие пейзажи, похожие на фотообои, -- складывается в представление о сказочном восточном шике.

В этом смысле балет не обманывает ожиданий. Подозреваю, что знаменитая своей плохой техникой сцена КДС все-таки подкузьмила китайцам по части световых эффектов (многовато сцен выглядели совсем темными), но зрители исправно ахали при каждом открытии занавеса, несмотря на запреты, сверкали фотовспышками, а телефоны с камерами держало над головой уж точно ползала -- как на рок-концерте.

Царевна-лебедь была восточной красавицей. А принц, напротив, европейцем. Он увидел «повелительницу своего сердца» в грезах и поплыл за ней вокруг света. Понятно, что такие поездки дают массу декоративных и трюковых возможностей. Тут и снаряжение корабля (корабль сзади, а по сцене летают акробаты на шестах), и посещение Египта (в иллюминаторе сфинкс) и Индии (в иллюминаторе слон), а на сцене трюки идут один за другим (особенно хороши разнообразные эквилибристы). Вообще-то инъекции цирка замечательно смотрятся внутри театрального действа -- от самого простого полета зрители приходят в буйный восторг. Но тут-то ничего «театрального» практически не было, разве что принц в белых колготках иногда важно прохаживался около акробатов, напоминая, кто тут главный герой. Наконец, после помпезного красно-золотого Китая, разумеется с драконами и бумажными фонариками, принц добирался до своей красавицы, и на фоне слегка задымленных фотообоев с таинственным озером нам показывали чудеса «Восточного лебедя», которому рукоплескал Монте-Карло. И правда: когда балерина на пуантах стоит на одной ножке на плече или на ладони вытянутой руки своего партнера, а он с ней бегает по сцене -- это эффектно. Когда она в его руках изгибается в любую сторону так, как никогда не изгибаются балерины, а разве что «каучук» в цирке, или когда она просто в пуантах идет по проволоке над озером -- это производит впечатление. Но если вы, будучи любителем балета, станете спрашивать меня: «А танцуют-то как?», я, вспомнив анекдот про скрипача-канатоходца, который пришел наниматься в цирк, скажу: «Не Ойстрах». С цирком было заметно лучше. Ну а с музыкой, понятно, пришлось обойтись вольно -- что-то сократить, а что-то, особенно нарядное, прокрутить несколько раз.

Дальше тоже хорошо. Огромный злой орел с глазами, светящимися будто красные фонари, спускался на сцену прямо как бомбардировщик в «Норд-Осте», а в пещере злодея, куда тот умыкнул красавицу, персонажи прыгали на батуте и «змеи» показывали изумительный «каучук». Были и комические номера: мальчикам в костюмах лягушат, прыгающим на руках под танец маленьких лебедей, весь зал хлопал в такт, особенно радуясь знакомой мелодии. Классический номер любой художественной самодеятельности -- лебедята в пачках в исполнении неуклюжих мужчин -- тоже прошел на ура. Девушки в колготках с золотыми лампасами и с лебедиными перьями в руках в окружении спортивных пирамид всякому напоминали о парадах. Были лебеди на роликовых коньках, невнятного назначения девушки с перьями в прическах, наводивших на мысль о кафешантане, фокусы (довольно бесхитростные) и еще одно белое па-де-де, где героиня вытягивалась ласточкой на голове партнера. В ослепительном апофеозе, где, как уверялось в либретто, принц женился на своей принцессе по китайскому обряду, на сцену выходил весь кордебалет в костюмах-цветах, а герои уже в красном приветствовали нас из иллюминатора.

Зрители расходились невероятно довольные и долго напевали финальный полонез. Кое-кто обсуждал сравнительные достоинства академического «Лебединого озера» и «акробатического», не сомневаясь, что сравнивает два балета. В фойе дворца можно было прочесть: «Балет «Лебединое озеро» является первым произведением танцевального искусства с полностью китайской стилью...»

Дина ГОДЕР
//  читайте тему  //  Танец