|
|
N°46, 20 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гранитный камень под столетней липой
Вдова Милошевича так и не приехала на его похороны
На этой неделе голландские токсикологи обнародуют официальные результаты анализа проб, взятых из тела Слободана Милошевича. Предварительные данные показали, что экс-президент Югославии принимал лекарственные препараты, но не в "токсических дозах", то есть не в смертельных.
В субботу, в 17 часов 53 минуты по местному времени (в 19.53 по Москве), экс-президент Сербии и Югославии Слободан Милошевич упокоился во дворе родного дома в сербском городке Пожаревац под сенью столетней липы. По семейной легенде, под ней молодой Слободан впервые поцеловал будущую супругу Мирьяну Маркович. На могиле установлен серый гранитный камень с золотыми буквами «Слободан Милошевич, 1941--2006».
Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии за четыре с лишним года так и не доказал вину Милошевича в массовых военных преступлениях. В результате эпоха государственного деятеля, с именем которого связан один из самых драматических периодов балканской истории -- кровавый распад (с 1991 по 1995 год) единой Югославии, «этнические чистки», великодержавный национализм и вооруженный сепаратизм, -- закончилась без вынесения международно-правового вердикта.
«Для одних Милошевич был балканским мясником, человеком, приведшим сербов к внешнеполитической изоляции, которой не было за все двести лет существования сербского государства. Другие называют его национальным героем, сражавшимся за дело Сербии, за объединение всех сербов в одном государстве. По мнению последних, только из-за того, что внешний противник оказался очень силен, усилия Милошевича потерпели неудачу», -- отметил в интервью «Времени новостей» эксперт из Института славяноведения РАН доктор исторических наук Александр Карасев.
Но 1990-е годы, по мнению г-на Карасева, нельзя считать эпохой одного Милошевича. Очень похожие режимы возникли и в Хорватии, и в Боснии и Герцеговине. В их основе также лежала идея создания национального государства, в котором должно быть как можно меньше других национальностей. Роднил все эти режимы и их тоталитарный характер. А покойный лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович вообще «пытался построить исламское государство в одной отдельно взятой европейской стране», подчеркнул Карасев. Неверно, полагает он, рассматривать Слободана Милошевича и как абсолютного противника Запада. В 1995 году при заключении Дейтонского мирного соглашения по Боснии и Герцеговине он "сделал очень много для американцев".
Из российских политиков на траурных мероприятиях присутствовали депутат Госдумы от «Единой России» Константин Затулин, глава КПРФ Геннадий Зюганов, вице-спикер Госдумы лидер фракции «Родина» («Народная воля» -- СЕПР) Сергей Бабурин, вице-президент Российской академии геополитических проблем генерал Леонид Ивашов.
А вот из членов семьи Слободана Милошевича, столь ожесточенно споривших вокруг места погребения именитого родственника, никто не смог лично проводить его в последний путь. Вдове и сыну приехать помешали сербские власти, пообещавшие отобрать загранпаспорт у Мирьяны (она живет в России) и имеющие вопросы к Марко по факту похищения в 2000 году одного из активистов антимилошевической оппозиции в Пожареваце. Борислава, старшего брата Слободана, от поездки отговорили врачи Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева, прооперировавшие его на прошлой неделе в Москве. Дочь Мария обиделась на то, что отца отказались хоронить на семейном кладбище в черногорской деревне Лиева-Риека, откуда родом предки Слободана. Мария живет в Черногории. На траурной церемонии в Пожареваце были лишь зачитаны письма от Мирьяны и Марко. Вдова пообещала Слободану, что он «будет жить вечно, в то время как его гаагские убийцы и их лизоблюды останутся в памяти бесчестными подонками».
"Похороны Милошевича действительно были массовыми, на траурный митинг в Белграде собралось более полумиллиона человек. Сербы приехали даже из Боснии, - сказал "ВН" побывавший в эти дни в Белграде директор Института славяноведения РАН, доктор исторических наук Константин Никифоров. - Сербы считают Милошевича победителем в противостоянии с Гаагским трибуналом. Обвинение не добилось обвинительного вердикта и не смогло доказать ничего конкретного по ходу самих слушаний".
Петр ИСКЕНДЕРОВ