|
|
N°41, 13 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Государство скажет, куда плыть
Началось формирование судостроительных холдингов
В России будет создан холдинг надводного кораблестроения, но не обязательно на базе «Северной верфи», как предполагалось ранее. Об этом в пятницу на научно-практической конференции по проблемам судостроения, организованной Всероссийским движением поддержки флота, заявил глава Федерального агентства по промышленности («Роспром») Борис Алешин. По его словам, при создании холдинга вообще не будет базовых предприятий. Главное, чтобы их контрольный пакет принадлежал государству. «И «Северная верфь», и ее сегодняшний конкурент прибалтийский завод «Янтарь» отвечают этим требованиям и потому, возможно, войдут в состав формируемой интегрированной структуры», -- сказал г-н Алешин (надо отметить, что более 70% акций «Северной верфи» принадлежат сейчас Межпромбанку, контролируемому Сергеем Пугачевым).
Создание холдинга позволит избежать конкурентной борьбы между ведущими предприятиями, в которую оказался вовлечен и сам г-н Алешин. В августе прошлого года «Роспром» определил головным исполнителем контракта на строительство трех фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии стоимостью почти 1,6 млрд долл. «Северную верфь». Однако менее чем через месяц Владимир Путин издал указ, по которому Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) получила право назначать исполнителей экспортных контрактов без проведения тендеров. В конце декабря коллегиальным решением Минобороны, Минэкономразвития, ФСВТС, «Рособоронзаказа» и «Рособоронэкспорта» заказ был передан «Янтарю» (51% акций принадлежит государству, чуть более 30% -- концерну средне- и малотоннажного кораблестроения). Вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов решение утвердил. Отметим, что «Северная верфь» и без того загружена экспортными и внутренними заказами (эсминец для Китая, фрегат, три корвета и корабль управления для России).
Сегодня Борис Алешин считает, что главная задача -- создать акционерную холдинговую компанию с концентрацией государственных активов, которые «разрозненно распределены и управляются нерационально». При этом не исключается вхождение в компанию и частных предприятий, и проектно-конструкторских бюро (ПКБ).
Созданием холдинга надводного судостроения дело не ограничится. По словам г-на Алешина, планируется также сформировать холдинг подводного судостроения (на базе Севмашпредприятия в Северодвинске Архангельской области) и судоремонтный.
Смогут ли создаваемые структуры выправить ситуацию в судостроении, сказать сложно. На конференции были озвучены невеселые цифры. По грузоподъемности строящихся судов (дедвейту) Россия с 1 млн тонн сегодня позади Филиппин и Вьетнама. А лидируют Южная Корея и Япония -- по 70 млн тонн. В мире сегодня наблюдается судостроительный бум, затронул он и Россию, однако около 90% построенных в последнее десятилетие на российских верфях судов зарегистрированы под иностранными флагами -- в основном панамским и либерийским. Причина в налоговой политике. Более того, строительство судна в России обходится на 20--25% дороже, чем за границей. Поэтому российские заказчики устремляются туда. Средний же возраст собственно российских судов сегодня -- 22 года.
По словам председателя общероссийского Движения поддержки флота Михаила Ненашева, участники конференции (а это руководители отрасли, предприятий судостроения, ученые) в итоговом документе предложили президенту, правительству и парламентариям включить судостроение в число национальных проектов, запретить приватизацию и перепрофилирование научно-исследовательских учреждений флота. Частично ответ будет получен, видимо, 4 мая. На этот день намечено заседание правительства, на котором будет обсуждаться стратегия развития судостроительной промышленности. Но уже сегодня корабелам понятно, что выход в увеличении заказов в гражданском и военном секторе. Сегодня же, по признанию Бориса Алешина, «в России нет заказчиков, заводы производят штучную продукцию». Именно поэтому государство и намерено собирать активы, чтобы создать конкурентоспособные компании.
Готовящееся сейчас постановление правительства даст старт с 2009 года производству и рыболовецких судов. Тут картина и вовсе печальная: в конце 80-х годов прошлого века таких судов строилось до 450 в год, в прошлом году спущено на воду лишь четыре.
Николай ПОРОСКОВ