|
|
N°38, 06 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Россия не пожалеет, что пригласила ХАМАС»
Руководители палестинского движения ХАМАС («Исламское движение сопротивления») вчера завершили свой трехдневный визит в Москву. Накануне отъезда возглавлявший делегацию глава политбюро движения Халед МАШАЛЬ ответил на вопросы обозревателя «Времени новостей» Елены СУПОНИНОЙ. Интервью состоялось в правительственном особняке, усиленно охраняемом и российскими, и палестинскими службами безопасности. Ведь за палестинским гостем ведут охоту израильские спецслужбы, уже не раз пытавшиеся его убить.
-- Г-н Халед Машаль, не были ли вы неприятно удивлены, когда услышали от российских дипломатов те же требования, что выдвигают и Европейский Союз, и США: признать Государство Израиль и согласиться на переговоры в соответствии с международным планом ближневосточного урегулирования «Дорожная карта»?
-- Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного, позиция России совсем не такая, как у Запада. У российского руководства, конечно, свой взгляд на происходящее на Ближнем Востоке. Россияне подробно нам его изложили. Но, в свою очередь, ваше руководство выслушало и нас. И отнеслось с пониманием к нашей позиции, к чаяниям палестинского народа. Для нас важен сам факт, что нас слушают и нас понимают.
У американцев мы, к сожалению, не находим понимания. Они не готовы выслушивать те мнения, что не совпадают с их собственным мнением. А в МИД России мы почувствовали, что нас понимают. Поэтому мы очень довольны поездкой в Москву. Израиль, равно как и сионисты в США, развернул против нашего движения немыслимую пропаганду. Раньше они так очерняли Ясира Арафата, да и Махмуда Аббаса тоже... (Махмуд Аббас -- нынешний глава Палестинской национальной администрации. -- Ред.). И вот государство с весом и влиянием России готово слушать ХАМАС и понять требования палестинцев. Естественно, после такого визита что-то да продвинется вперед. Нельзя, чтобы в столицах мира выслушивали только одну сторону -- Израиль.
-- То есть можно сказать, что визитом в Россию вы прорвали изоляцию?
-- Нет сомнения, что Москва стала тем местом, где для нас открылась дверь ко всему международному сообществу. Это прорыв блокады, которую пытаются установить вокруг нас Израиль и США. Кстати, со странами Европейского союза мы постоянно поддерживаем диалог. Так было и до январских выборов в Палестине, на которых мы победили, и после. Но с европейцами уровень наших встреч не столь высок, в основном это послы, дипломатические представители. Так что визит в Москву для нас это окно в мир.
-- Вы хотите сказать, что готовы встретиться и с руководством Европейского союза?
-- Мы готовы к этому. Мы готовы к прямым переговорам со всеми государствами, кроме Израиля -- агрессора и оккупанта. ХАМАС готов к переговорам даже с США, но только на дружеской основе и без всяких предварительных условий и давления. То есть так, как мы провели переговоры в России.
-- В Москве вы так и не встретились с президентом Путиным...
-- Когда нас приглашали в Москву, то изначально не оговаривали уровень встреч. Это приглашение было смелым поступком президента Путина, и мы благодарны российскому руководству за это. Россия не пожалеет, что пригласила ХАМАС в Москву. Это был шаг в правильном направлении. Не исключаю, что премьер-министр Палестины Исмаил Хание, который сейчас не смог приехать в Москву из-за того, что занят формированием правительства, все-таки приедет позже.
-- Чтобы Россия уж точно не пожалела, неплохо было бы с вашей стороны признать, к примеру, международный план урегулирования «Дорожная карта», начать работать по нему.
-- Что важнее -- достижение самой цели или то, какими средствами она будет достигнута? Зачем настаивать на тех средствах, которые себя не оправдали? Опираясь на них, мы не достигнем мира на Ближнем Востоке. Надо изменить прежние подходы. Все прежние годы международное сообщество оказывало давление исключительно на палестинскую сторону. Теперь пришло время оказать давление и на Израиль. Израиль -- главный виновник. В нем проблема. Если Израиль уйдет с оккупированных палестинских земель, то вообще никаких проблем не будет. Но посмотрите, мы для начала потребовали от израильтян две вещи: освободить из израильских тюрем палестинских заключенных и перестать убивать и арестовывать наших людей. Ничего этого израильтяне не сделали. Мы же уже почти год выдерживаем свое обещание по перемирию, не проводим военные операции.
-- Где и когда вы продолжите переговоры с Россией?
-- Пока мы сказали российским руководителям следующее. Если Израиль примет решение уйти с тех палестинских территорий, что были оккупированы в 1967 году, включая город Иерусалим. Если Израиль признает право палестинских беженцев на возвращение. Если Израиль освободит палестинских пленных. Если с палестинских земель будут убраны все еврейские поселения. Если будет разрушена разделительная стена (израильтяне строят стену из соображений безопасности, однако тем самым они нарушают в свою пользу границы, существовавшие до войны 1967 года. -- Ред.). Если обо всем этом будет объявлено, открыто и официально, то тогда мы, ХАМАС, предпримем серьезные реальные шаги для установления мира на Ближнем Востоке. Но не раньше. Иначе будут переговоры только ради переговоров, а за это время израильтяне будут продолжать осваивать наши территории, навязывая эти новые реалии международному сообществу.
-- То есть международный план «Дорожная карта» вам не подходит?
-- От плана «Дорожная карта» отказались уже даже те, кто его придумал. В первую очередь президент США Джордж Буш. Посмотрите, ведь односторонний уход израильтян из сектора Газа -- это же нарушение «Дорожной карты»! Но американцы позволили премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону сделать это! Да и израильтянам этот план не понравился сразу. Они предложили к нему 14 поправок в качестве условия, чтобы его принять! И это когда палестинцы во главе с Махмудом Аббасом согласились на этот план! Да, в этом плане говорится о создании государства Палестина в перспективе, говорится о необходимости переговоров. Но этот план делает акцент на вопросах безопасности, а не политики. Палестинская проблема -- проблема политическая. А «Дорожная карта» требует, чтобы мы остановили сопротивление, и только потом, мол, пойдет речь о политике. Если решать проблему в таком порядке, то успеха не будет.
-- Итак, вы не пойдете по пути, указанному в этой «Дорожной карте»?
-- Если по нему не идут те, кто ее придумал, то как же мы пойдем? Нельзя работать с тем, чего не существует.
-- Есть ли у вас доказательства сенсационной информации, оглашенной на днях палестинским президентом Махмудом Аббасом? О том, что в Палестинской автономии могут быть подпольные ячейки, связанные с международной террористической группировкой «Аль-Каида»?
-- К сожалению, это заявление нашего брата Абу Мазена (так называют палестинцы Махмуда Аббаса. -- Ред.) и ошибочное, и вредное. Ошибочное, потому что никакой «Аль-Каиды» в Палестине не было и нет. Вредное, потому что оно волей-неволей связывает имидж палестинцев с тем, с чем они никогда не были связаны. Я удивлен этими заявлениями брата Абу Мазена. И я выражаю сожаление, что он это сказал.
-- Как вы объясняете это? Почему он сделал это заявление?
-- Спросите у него. Но еще раз -- это ошибка. Опасная, вредная ошибка.
-- Правда ли, что движение ХАМАС идеологически и структурно было, особенно поначалу, тесно связано с международной группировкой «Братья-мусульмане», штаб-квартира которой находится в Египте?
-- Наше движение корнями уходит в структуры, близкие к «Братьям-мусульманам». Да, это так.
-- Несколько недель назад я встретилась в Каире с духовным лидером «Братьев-мусульман» шейхом Мухаммадом Акефом. Так ни одна российская газета не осмелилась опубликовать достаточно невинное интервью с ним. А все потому, что в 2003 году Россия внесла группировку «Братья-мусульмане» в свой черный список террористических организаций. Что вы на это скажете?
-- Мы, конечно, не хотели бы вмешиваться во внутренние дела России. Но, если можно, я бы выразил пожелание российским чиновникам пересмотреть это, изучить эту ситуацию более внимательно. Если бы ваши ответственные лица пообщались с представителями этой группировки, то они бы поняли -- это патриотическая организация, это никакая не террористическая организация. Это правда, таковы факты. Нельзя называть группировку «Братья-мусульмане» террористической. Это просто неправда.
-- Россия в любом случае осуждает все военные операции, которые движение ХАМАС проводит в израильских городах. Когда жертвами таких атак становятся мирные жители, то это однозначно террористические акты, никак иначе их не назовешь...
-- Каждое государство вправе занимать свою политическую позицию, но надо все-таки разобраться: что толкает палестинцев совершать такие акции в Израиле, что толкает палестинцев на то, чтобы становиться шахидами? Причины этого -- агрессия и террор Израиля. Разделительная стена, построенная израильтянами, зачастую разрезает палестинские населенные пункты. Студент не может нормально добраться до института, беременная женщина -- до больницы. На наши камни израильтяне отвечают пулями, а на наши пули -- ракетами. Палестинцам приходится защищаться теми средствами, что у них есть. Мы еще несколько лет назад предложили израильтянам вывести гражданских лиц из-под огня. Мы предлагаем и сейчас: пусть израильтяне не трогают наших гражданских лиц, а мы не трогаем их гражданских лиц. Но израильтяне отказываются. Может, российское руководство сможет убедить израильтян серьезнее отнестись к этой нашей инициативе?
|