|
|
N°38, 06 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Владимир Лукин: По параолимпийцам судят о развитии страны
На этой неделе в Турине вновь будет поднят российский флаг. 10 марта берут старт Параолимпийские игры, которые традиционно проводятся после «больших» Олимпиад. О подготовке нашей сборной к этим соревнованиям в интервью корреспонденту «Времени новостей» Андрею ВДОВИНУ рассказал президент Параолимпийского комитета России, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир ЛУКИН.
-- Владимир Петрович, успешность выступлений на Олимпиадах принято считать неким критерием развитости стран, которые представляют спортсмены. Можно то же самое сказать и про Параолимпийские игры?
-- О развитости и цивилизованности страны в мире судят не только по уровню профессионального спорта, что тоже важно, но прежде всего по отношению большинства к обиженному судьбой меньшинству. Так что при всей скромности наших амбиций, я думаю, критерием цивилизованности страны в большей мере является отношение к инвалидам вообще и помощь в их самореализации, в том числе и на ниве спорта. Поэтому приличное выступление параолимпийской сборной той или иной страны очень здорово замечается в мире.
-- И каковы наши позиции с этой точки зрения?
-- Мы прогрессируем. Но пока еще не все идеально. За те шесть лет, что мы работаем в этом направлении, нам удалось из совершенно неудовлетворительного состояния, в котором находилось наше параолимпийское движение, превратить его в конкурентоспособную отрасль спорта. При этом перед нами еще большие горизонты. Например, на грядущей Параолимпиаде мы будем участвовать только в трех видах из пяти. В лыжах, где мы достаточно сильны, биатлоне, где также надеемся на неплохой результат, и горнолыжном спорте, где наши позиции не так прочны. К сожалению, не смогла пробиться на Игры наша команда по керлингу. А для того, чтобы у нас была конкурентоспособная хоккейная сборная, необходимо, чтобы такие команды параолимпийцев существовали в нескольких регионах.
-- Если взять, например, Украину, то на последней Параолимпиаде в Афинах их спортсмены завоевали в полтора раза больше медалей, чем российские. Мы так отстаем от соседей?
-- Прогрессирует не только Украина. Посмотрите, как тот же Китай прибавил, другие страны. Все объясняется тем, что спорт инвалидов становится все более финансово емким. Почти во всех параолимпийских дисциплинах огромную роль играет техническое обеспечение: протезы, специальное оборудование. Наши спортсмены лучше всего выступают в видах, где не нужна дорогая техника. Еще Суворов сказал, что в армии два главных фактора -- воля и железо. Там, где воля, мы выступаем хорошо. Вот человек, вот лыжи, вот палки, а дальше идет воля. Там, где железо, то есть где нужны дорогостоящее оборудование и серьезные технологии, как, например, в биатлоне, начинаются сложности. У нас в массовом порядке инвалиды этими технологиями воспользоваться не могут. Украинцы занялись всем этим значительно серьезнее и более масштабно.
Есть и более простые вещи -- украинские параолимпийцы стимулируются наравне со спортсменами обычными. У них одинаковые призовые и за победу на Олимпиаде, и за медали на Параолимпиаде. Нам добиться подобного еще не удалось. У нас призовые в пять раз меньше, чем у обычных олимпийцев: десять тысяч долларов за «золото», четыре тысячи за «серебро» и две тысячи за «бронзу». Но в следующем олимпийском цикле мы с помощью «Росспорта» будем поэтапно решать этот вопрос.
-- Пока создается впечатление, что у вас более теплые отношения складываются с «Росспортом», чем с Олимпийским комитетом.
-- Это не так. В разные времена было по-разному. «Росспорт» постепенно поворачивается лицом к нашим проблемам. Например, спортсменам-параолимпийцам назначено 300 президентских стипендий. Есть и другая помощь. Что касается ОКР, то были периоды, когда там явно недооценивали нас. Думаю, сейчас это преодолено. Например, ОКР предоставил помещение для нашего офиса. С финансовой помощью сложнее. Но последнее время этот вопрос теряет актуальность -- спонсоры поворачиваются к нам. Наш генеральный партнер -- РАО «ЕЭС», помогают холдинг Ritzio, Российский союз автостраховщиков... Пока мы с ними договорились только о подготовке к Турину, но есть симптомы, что наше сотрудничество продолжится.
Но не стоит упускать из виду, что задача Параолимпийского комитета только собрать и подготовить команду к Играм. Массовым же инвалидным спортом занимаются другие структуры. И тут, конечно, без помощи государства не обойтись. По статистике у нас в стране 12% инвалидов. Специальных данных, сколько из них занимается спортом, у нас нет. Но по ощущениям, с тех пор как мы начали участвовать в Параолимпийских играх, это число значительно возросло. А потом что значит -- 12%? Они живут в семьях, у них есть друзья, которые также интересуются параолимпийским спортом. А значит, это очень серьезная часть нашей общественности, интересы которой нельзя игнорировать.
-- Но вернемся к старту в Турине. Вы не очень любите говорить о каких-то медальных планах. Но все равно наши спортсмены же ставят какие-то себе задачи, для них же это важно?
-- Какое место заняли наши олимпийцы в Турине? Четвертое? Ну что ж, постараемся удержать планку, установленную представителями большого спорта. Но действительно, наши параолимпийцы даже обижаются на то, что, не требуя от них медалей, мы их как бы не ставим в один ряд с обычными спортсменами. Но если говорить об общественной значимости, то не так важен факт победы того или иного спортсмена, как отношение к нашей сборной. Даже чиновники международных организаций отмечают, что наша команда самая неконфликтная, что скандалы, в том числе и допинговые, почти не затрагивают ее, что наши спортсмены экипированы хорошо, что выступают с достоинством. А для зрителей важно видеть, что есть люди, которые не подчинились обстоятельствам. Вот вы спрашиваете про медали, а я отвечу вам своей формулой, которой горжусь: главное для нас -- достойное участие, которое предполагает приличный результат.
|