|
|
N°38, 06 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не надо грязи!
Худшим фильмам прошлого года воздано по заслугам
Премия «Рэззи», отмечающая «наиболее бесславные моменты кинематографического года» (ее название происходит от английского слова raspberry, «малина», что является примерным аналогом нашей «развесистой клюквы»), появилась в окрестностях Голливуда четверть века назад -- в 1981 году в Лос-Анджелесе с подачи Джона Уилсона впервые чествовали худшие фильмы года. Первым обладателем «малины» стал мюзикл Глена Кара «Музыку не остановить», псевдобиография популярной и невероятно китчевой диско-группы The Village People, а за сомнительные заслуги перед кинематографом в целом отметили киногероя в отставке и тогдашнего президента США Рональда Рейгана. С тех пор «Рэззи» раздавали каждый год, с определенного момента -- строго за сутки до вручения «Оскаров». За двадцать с лишним лет антинаграду получали вторая часть «Рэмбо» и «Коктейль», «Гудзонский ястреб» и «Непристойное предложение», «Почтальон» и «Женщина-кошка». Чемпионами же по количеству «наград» за все время существования награды стали Сильвестр Сталлоне (30 номинаций и 10 полученных в результате «малин»), Мадонна (15 номинаций и 9 «малин»), а также фильмы «Стриптизерши» Пола Верхувена и «Поле битвы Земля» Джона Траволты (по 7 «малин», полученных за один вечер).
Довольно часто нелепые, но обладающие определенным трэшевым шармом лауреаты «Рэззи» остаются в памяти куда дольше, чем их старшие товарищи, увенчанные «настоящими» премиями Киноакадемии. Но на этот раз антинаграды распределились в основном между произведениями и персонажами и в самом деле весьма неприятными. Чемпионом по количеству «малин» по итогам 2005 года стал практически неизвестный у нас (и с оглушительным треском провалившийся в Америке -- в первый уикенд он собрал всего 23 с небольшим тысячи долларов) фильм «Грязная любовь» -- лоботомированный вариант «Секса в большом городе», вроде бы романтическая комедия о современной Золушке, которая «отправляется в невероятное путешествие в поисках настоящей любви», но при этом снабженная нехарактерным для жанра возрастным рейтингом R -- «за жесткую сексуальность, грубый юмор, непристойный язык и наркотический контекст». Авторитетный кинокритик Роджер Эберт из Chicago Sun-Times отказался оценивать эту картину в привычных звездочках и написал, что «Грязная любовь» «не была написана или поставлена -- она была совершена (в том смысле, как совершают преступление или самоубийство)», а Кевин Краст из Los Angeles Times так прямо и предупреждал после премьеры: «Приготовьтесь, голосующие за «Рэззи»!
И они не заставили себя ждать. «Грязная любовь» получила в результате четыре «малины» -- как худший фильм года, за худшую режиссуру (Джолн Мэллори Эшер), а бывшая модель «Плейбоя» Дженни Маккарти удостоилась их сразу в двух номинациях -- как худшая актриса и автор худшего сценария (в свое время Маккарти уже выдвигалась на «Рэззи» как актриса второго плана за участие в комедии «БЕЙСкетбол»). Прочие фильмы-номинанты получили по одной награде: худшим актером по праву признали Роба Шнайдера за его омерзительные кривляния в запредельном продолжении «Мужчины по вызову», фильме «Европейский жиголо»; худшим актером второго плана -- Хейдена Кристенсена, безуспешно пытавшегося прикинуться Дартом Вейдером в последнем эпизоде «Звездных войн»; худшей актрисой второго плана -- Пэрис Хилтон в «Музее восковых фигур» Жоме Колет-Сера (и это, пожалуй, единственный момент, который хочется оспорить, -- все-таки фильм получился хоть и китчевым, но вполне эффектным, а Хилтон играет там ничуть не хуже остальных, а самое главное -- вполне адекватно); худшим фильмом-продолжением года выбрали «Сына Маски», а худшей экранной парой -- Николь Кидман и Уилла Ферреела в «Колдунье». В категории «наиболее утомительные персонажи бульварной прессы» убедительную победу одержала парочка Том Круз -- Кэти Холмс (порознь они, кстати, выдвигались в этом году на «Рэззи» по актерским номинациям) -- в том числе за безобразное поведение Круза на ток-шоу Опры Уинфри, которое уже успело стать объектом язвительной пародии в выходящем в скором времени «Очень страшном кино-4».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ