|
|
N°37, 03 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Право большевички
Страсбургский суд вступился за свободу члена партии Лимонова
Российские власти нарушили право на свободу и личную неприкосновенность активистки НБП 20-летней Валентины Долговой, участвовавшей в декабре 2004 года в захвате приемной администрации президента. Такое решение принял вчера Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), обязав выплатить г-же Долговой 5 тыс. евро из федеральной казны в счет компенсации за причиненный моральный ущерб. Приговор по громкому делу 39 нацболов был вынесен в декабре прошлого года и пока даже не вступил в силу. Однако ЕСПЧ в рекордно короткий по своим меркам срок рассмотрел и вынес решение по жалобе г-жи Долговой. Более того, впервые в своей практике Европейский суд в качестве доказательств по делу использовал сообщения СМИ.
Москвичка Валентина Долгова была среди 39 активистов НБП, которые 14 декабря 2004 года ворвались в здание приемной администрации президента, оттеснили охрану к выходу, забаррикадировались в одном из кабинетов, а потом стали разбрасывать из окна листовки с надписью «Путин, уходи сам!». Бунтарей сразу же задержали и обвинили в попытке насильственного захвата власти. Потом, правда, их действия переквалифицировали в "массовые беспорядки". Эти события широко освещались в СМИ, и факты, приведенные прессой, ЕСПЧ принял в качестве доказательств по данному делу. Следствие длилось до июня прошлого года, а 8 декабря был вынесен приговор. Только восемь нацболов получили реальные сроки лишения свободы -- от года до трех лет колонии, остальные отделались условными. Среди них была и Валентина Долгова.
Но жалобу в Европейский суд молодая революционерка подала еще в марте прошлого года, за два месяца до начала процесса в Тверском райсуде. Она заявила, что российские власти нарушили ее право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 3 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека), а именно -- незаконно ее арестовали. Она также посчитала нарушенным и свое право на свободу самовыражения (ст. 10 конвенции). ЕСПЧ в своем решении назвал Долгову членом Национал-большевистской партии, но сама девушка таковой себя признавать отказалась. В своей жалобе она изложила следующие доводы. В тот злополучный день, 14 декабря, она вместе со своими друзьями гуляла по центру Москвы. Внезапно она оказалась в центре куда-то бегущей толпы молодых людей. Эта толпа ворвалась в какое-то здание -- как она поняла позднее, это было здание приемной администрации президента -- и заперлась в одном из кабинетов. Валентине, по ее собственным словам, сразу стало плохо, и она села на пол, в то время как все остальные что-то громко кричали. А потом всех задержали.
Г-жа Долгова неоднократно пыталась обжаловать свой арест, ссылаясь на свои положительные характеристики с места работы, учебу в университете, постоянную регистрацию в Москве, отсутствие судимостей, но тщетно. Не помогло даже личное поручительство одного из депутатов Госдумы. Основанием для продления ареста служило то, что девушка обвинялась в таком серьезном преступлении, как массовые беспорядки, и в случае освобождения могла снова нарушить закон. Также обвинение полагало, что Долгова может помешать следствию и оказать давление на свидетелей. Кроме того, у обвиняемой много родственников за границей, иностранкой является ее мать, и потому были опасения, что она может сбежать.
Но Валентина Долгова представила доказательства того, что ее мать -- гражданка РФ, и обе они постоянно зарегистрированы в Москве.
ЕСПЧ счел, что все доводы, приведенные обвинением, построены лишь на предположениях, в то время как г-жу Долгову со всеми ее положительными характеристиками и поручительствами не было никакой необходимости держать в тюрьме. Поэтому судьи шестью голосами против одного приняли решение, что в случае Валентины Долговой была нарушена ст. 5 конвенции и ей надлежит выплатить 5 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда.
Одни голос «против» был подан судьей, представленным от РФ, Анатолием Ковлером. В дополнение к решению ЕСПЧ он выразил свое особое мнение, в котором высказал сожаление, что не может присоединиться к мнению большинства. Это дело, по его мнению, было рассмотрено слишком поспешно. «Обычно суд отклоняет те факты, которые не были подтверждены сторонами. Настоящее решение эту традицию нарушает и ссылается -- весьма выборочно -- на некие «сообщения СМИ», -- также отметил г-н Ковлер.
Кроме того, г-н Ковлер посчитал сумму в 5 тыс. евро слишком большой. Судья отметил, что в некоторых других аналогичных делах против России, по которым была присуждена такая же сумма, выявлялось несоизмеримо большее количество нарушений, которые к тому же были гораздо серьезнее.
Екатерина БУТОРИНА