|
|
N°37, 03 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обещанного три года ждут
Александр Шохин прогнозирует банковский кризис в 2009 году
Глава РСПП Александр Шохин вчера заявил, что в связи со снижением ликвидности в банковском секторе России не исключает возможности очередного кризиса. «Если такая тенденция будет продолжаться, а она во многом связана с политикой изъятия денег в стабилизационный фонд, то банки окажутся в сложном положении», -- считает г-н Шохин. И для того, чтобы сохранить свою стабильность, банкирам придется повышать процентные ставки по кредитам, хотя, по словам г-на Шохина, они и так высоки. «Это парадокс своего рода: инфляция снижается, а процентные ставки не снижаются, а даже растут, -- заявил вчера глава РСПП. -- Не случайно многие аналитики говорят о возможном банковском кризисе в 2009 году».
Это уже не первый пессимистичный прогноз о будущем российской банковской системы, сделанный известным экономистом. В январе директор фонда «Институт экономики переходного периода» Егор Гайдар также заявлял, что в России возможен банковский кризис, прежде всего по причине большого объема займов, которые получают крупные государственные корпорации от российских госбанков. «Краткосрочный ресурс позволяет ближайшие два-три года управлять ситуацией. К 2008--2010 году ситуация будет более рискованная», -- заявил тогда г-н Гайдар.
Банкиры, признавая высокую зависимость системы от макроэкономической конъюнктуры на рынке, не настроены столь же пессимистично, как г-н Шохин, но также не исключают проблем с банковской ликвидностью в обозримом будущем. Аналитик Альфа-банка Наталия Орлова придерживается той же точки зрения, что и глава РСПП. «Отчисления в стабфонд должны быть снижены еще больше. Его объем уже сейчас оставляет около 7% ВВП. И если бюджетная политика не будет изменена в ближайшие годы, то банки столкнутся с серьезным кризисом ликвидности, -- считает она. -- Уже сейчас ставки на рынке межбанковских кредитов колеблются в пределах 3--10% годовых. Банки ощущают дефицит ликвидности, что не позволяет им существенно снижать процентные ставки. И в этом отношении г-н Шохин прав».
В то же время главный экономист инвестиционного банка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик считает, что «хотя стабфонд является основным инструментом в стране для стерилизации избыточной ликвидности, в нем оседает не более 50% средств, получаемых Россией от экспорта». Кроме того, в нынешнем году, указывает он, отчисления в фонд снизились, в результате в экономике дополнительно появятся 12 млрд долл. Плюс к этому, по данным Deutsche UFG, приток прямых зарубежных инвестиций растет на 30--40% ежегодно, это также ведет к увеличению денег в стране.
Г-н Лисоволик полагает, что следует, наоборот, увеличить отчисления в стабфонд, так как это будет способствовать снижению денежного предложения в экономике и как следствие -- уменьшению инфляции. «Я пока не наблюдаю падения темпов роста цен в стране, на которое указывает г-н Шохин. Уже по итогам января и февраля инфляция может составить 4% (об этом вчера заявил глава МЭРТ Герман Греф. -- Ред.), следовательно, по итогам года мы можем выйти на уровень 11% -- такой же, что и в 2005 году», -- считает г-н Лисоволик.
Эксперты признают, что банковская система, как, впрочем, и вся российская экономика, продолжает сидеть на нефтяной игле, и резкая смена стоимости сырья в мире может привести к потрясениям в стране. Однако, по мнению г-на Лисоволика, в обозримом будущем цены на нефть вряд ли снизятся до уровня 30--35 долл. за баррель, при котором значительно сократится положительное сальдо торгового баланса. Кроме того, «перед президентскими выборами в 2007--2008 годах планируются крупные расходы бюджета, что также спровоцирует рост ликвидности в экономике», уверен он. А по словам г-жи Орловой, «со снижением цен на нефть, а также ростом импорта (ежегодно увеличивается на 30%) положительное сальдо торгового баланса будет сокращаться, следовательно, и приток денег в экономику также уменьшится».
Впрочем, проблемы с ликвидностью в банковской системе связаны не только с макроэкономической ситуацией и ценами на нефть. По мнению гендиректора РА «НАУФОР» Виктора Четверикова, «с ростом высокорискованных операций, в частности кредитования, вложений в ценные бумаги, российские банки стали значительно меньше уделять внимание своей ликвидности -- им выгоднее держать средства в рискованных активах, а не в ликвидных, которые являются более надежными, но значительно менее доходными».
Наталья РОМАНОВА