Время новостей
     N°37, 03 марта 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2006
Успеть к уборочной
Госкомпании первыми станут торговать нефтепродуктами на бирже
Чиновники из Минэкономразвития придумали, как сдержать рост цен на топливо внутри страны. «В этом году обязательно должна быть запущена биржа по торговле нефтепродуктами, и все вопросы с фьючерсными закупками будут решены. Во втором полугодии планируется начало функционирования биржи», -- с оптимизмом смотрит в будущее глава МЭРТ Герман Греф. «Все механизмы для этого (начала работы торговой площадки. -- Ред.) имеются, разработан пакет документов, который сейчас согласовывается», -- уверяет министр. И хотя государство формально не может заставить нефтехолдинги выйти на биржу, г-н Греф заметил, что «до 50% российской нефти производят компании, в которых государство имеет, скажем так, доминирующее влияние». «За счет этого можно обеспечить начало работы», -- полагает он. Таким образом, первыми торговать начнут «Роснефть» и «Сибнефть», и этот шаг, судя по всему, станет для них почетной обязанностью.

Вчера г-н Греф пожаловался, что с начала года оптовая стоимость дизельного топлива увеличилась на 5--6%, и этот показатель опережает запланированный. «Если сейчас мы не договоримся о правилах игры, то в ближайшее время столкнемся с ростом розничных цен на дизтопливо», -- отметил он, предвосхищая проблемы, которые могут возникнуть у сельхозпроизводителей с началом посевной кампании. Так что властям с биржей нужно успеть хотя бы к уборочной. Ранее в ведомстве г-на Грефа заявляли, что она заработает в 2007 году, однако теперь сроки заметно приблизились.

Идея создания биржи обсуждается как минимум в течение последних пяти лет. Несколько частных торговых площадок уже создавалось, в том числе и самими нефтяниками, однако ни одна из них не привлекла значительного количества продавцов. По мнению г-на Грефа, «лучший механизм заставить (нефтяников выходить на биржу. -- Ред.) -- это заинтересовать, и участие в бирже должно быть более выгодным, чем экспорт нефти и нефтепродуктов». В МЭРТ, правда, вчера не смогли пояснить, разработан ли уже конкретный механизм того, как заинтересовать нефтяников. Ранее замглавы МЭРТ Кирилл Андросов отмечал: «На сегодняшний день у каждой нефтяной компании существует сформированный канал, политика сбыта, существуют свои дилеры. Система сложившаяся, она достаточно эффективна, и немногие захотят от нее отказываться, пока не поверят в то, что маржинальная доходность биржевой торговли будет выше, чем то, что есть сегодня». В свою очередь замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин говорил, что чиновниками обсуждается ряд стимулирующих мер «в частности, посредством снижения акцизных ставок для тех, кто продает нефтепродукты на внутреннем рынке».

По словам Германа Грефа, «развитие площадки планируется за счет вывода на нее всех госструктур (в качестве покупателей. -- Ред.), в частности Минобороны». «На втором этапе мы планируем, что на нее выйдут монополисты, а на третьем -- частные потребители», -- поделился вчера планами министр.

В «Роснефти» не захотели комментировать планы г-на Грефа. В «Сибнефти» также воздержались от этого до объявления механизма работы площадки, хотя отметили, что теоретически она должна сделать рынок прозрачнее. Кстати, в октябре, после покупки «Сибнефти» «Газпромом» глава газового холдинга Алексей Миллер заявлял: «Без сомнения, такого рода шаг по приобретению активов в нефти, нефтепереработке -- это шаг, который положительно скажется на стабилизации цен на розничном рынке, и, без сомнения, это шаг в направлении формирования стабильного и устойчивого российского рынка нефтепродуктов. Для потребителей, конечно же, это большая застрахованность от какого-то спонтанного конъюнктурного колебания цен. Без сомнения, это также большая надежность в части обеспечения поставок энергоресурсов для государственных нужд».

В частных нефтяных компания пока не стремятся обсуждать перспективы создания торговой площадки. «Главное, чтобы эти начинания не стали инструментом скрытого госрегулирования. Мы работаем в условиях рынка, и все знают, что это наиболее эффективный способ», -- опасается представитель одного из крупнейших российских холдингов.

Денис РЕБРОВ