|
|
N°37, 03 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фуражка Сталина и кепка Окуджавы
Шестидесятники подвели исторические итоги
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин в первый день весны решил собрать в Театре на Таганке тех, кто ассоциирует себя с поколением 60-х. Вечер так и назывался «Шестидесятники», и на него пришли люди совершенно разных поколений, но близкого мироощущения.
Под песни Булата Окуджавы и Юрия Визбора, знаковых фигур поколения шестидесятников, в зале театра собралось более 200 человек, и они попытались выяснить, что для каждого из них изменилось после смерти Иосифа Сталина, исторического ХХ съезда КПСС и развенчания культа личности. А также то, кто и по каким причинам относит или не относит себя к «шестидесятникам».
Литератор и телеведущий Петр Вайль поделился впечатлениями от недавнего посещения выставки «Оттепель» в Историческом музее, на которой практически в одном ряду выставлены фуражка Сталина, шляпа Никиты Хрущева и кепка Булата Окуджавы. «Эклектика, разрушение «большого стиля» -- вот главное достижение 60-х годов, -- пояснил г-н Вайль свои воспоминания. -- Тогда единообразие было нарушено, стало ясно, что можно делать что-то «по-другому». Вторым достижением писатель назвал появившуюся «установку на нравственность в подходе к любому вопросу». Правда, сейчас, по его мнению, в обществе наблюдается сильный разрыв сознания: «По одному и тому же телеканалу могут показать разоблачительный исторический фильм, а в следующей передаче прославлять нынешнюю власть, тех людей, у которых «холодная голова, горячее сердце и чистые руки».
Художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов извинился за отсутствие ораторских способностей и рассказал, что он в свое время появившуюся после смерти Сталина свободу не воспринял: «Все мои проблемы остались, осталась цензура. Спектакль «Борис Годунов» сняли только потому, что черный костюм самозванца кому-то напомнил флотский китель Андропова».
По мнению писателя Василия Аксенова, термин «шестидесятники» утвердился в общественном сознании уже во время перестройки. «Сам я скорее «пятидесятник». В 16 лет я приехал на место ссылки матери (Евгении Гинзбург) и уехал оттуда абсолютным антисоветчиком, -- поделился воспоминаниями писатель. -- Но я не был политическим деятелем, я даже не могу назвать себя диссидентом, поскольку я принадлежал к богеме. Для меня «шестидесятник» -- это джазмен, которому не давали свободно играть. Например, Алексей Козлов».
Академик РАН, основатель экономической социологии в СССР и России Татьяна Заславская призналась, что слово «шестидесятники» наводит ее на мысль о группе людей «особого сорта»: «С одной стороны, это поколенческая характеристика. Но с другой стороны, на территории огромной страны в 60-е годы вдруг возникли люди особого сорта». По мнению г-жи Заславской, их были миллионы, хотя и можно выделить «сверкающую верхушку» -- поэтов, писателей, бардов. Доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС, полагает Татьяна Заславская, «можно сравнить со столкновением двух эпох -- безнадежного тупика и реальной надежды». Татьяна Заславская назвала «шестидесятников» духовным братством, характеризующимся общей системой гуманистических ценностей и активным социальным поведением.
Президент Международного университета в Москве Гавриил Попов со своей стороны оценил этот исторический период с точки зрения возможности извлечения ошибок. По его мнению, стартовая ситуация для преобразований общества в 1956 году была благоприятной. По данным экономиста, на тот момент 25% населения вели собственные хозяйства и практически не зависели от государства, они могли бы спокойно «войти в рыночную экономику». СССР победил родственный тоталитарный фашистский режим при том, что сталинский социализм был поражен в первые месяцы Великой Отечественной войны. В стране чувствовался определенный позитивистский настрой. Правда, умеренные реформы, по мнению г-на Попова, закончились довольно быстро, с приходом нового руководителя Леонида Брежнева и эпохой политического застоя: «Был взят курс на ликвидацию частного собственника, бюрократия предприняла все, чтобы стать бесконтрольной, а также бюрократией была выдвинута национальная идея «построения коммунизма при жизни нынешнего поколения».
В качестве выводов известный экономист посоветовал российской интеллигенции всячески препятствовать образованию любых политических строев на основе одной личности, поскольку «лидерский вариант себя исчерпал». Также Гавриил Попов призвал интеллигенцию не допускать объединения бюрократии и смелее предлагать альтернативную бюрократической картину будущего России. Опора всех реформ, по его мнению, гражданское общество, независимая интеллигенция и значительный слой экономически независимых людей.
Дарья ГУСЕВА