|
|
N°36, 02 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Диверсанты и заседатели
Обвиняемые в покушении на Чубайса выбрали суд присяжных
Обвиняемые по делу о покушении на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса вчера закончили знакомиться с материалами следствия. Соответствующее постановление, правда, пока подписали только двое фигурантов дела -- бывшие десантники Александр Найденов и Роберт Яшин. Главный обвиняемый -- отставной полковник ГРУ Владимир Квачков -- отказался, считая, что прокуратура и суд незаконно ограничили его в сроках ознакомления с делом. Тем не менее адвокаты всех трех обвиняемых отметили, что они уже в принципе готовы к предстоящему процессу и заявили, что у их подзащитных есть алиби. Кроме того, обвиняемые единодушно решили просить о рассмотрении их дела судом присяжных и в открытом режиме.
Покушение на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса было совершено 17 марта 2005 года на выезде из поселка Жаворонки Одинцовского района Московской области. На пути следования кортежа взорвалась мина, после чего машины были обстреляны, но никто не пострадал. По мнению прокуратуры, организовали покушение на Чубайса Александр Найденов, Роберт Яшин и Владимир Квачков, а также их знакомый Миронов (находящийся сейчас в розыске) на почве экстремистских взглядов и неприязни. В результате обвинения им были предъявлены не только в покушении на убийство и хранении оружия, но и в посягательстве на жизнь государственного деятеля.
Из-за участия в выборах и недавней голодовки отставной полковник ГРУ Владимир Квачков не успел полностью прочитать все материалы и теперь возражает против ограничения сроков ознакомления. Вчера адвокат Квачкова Алефтин Мошанский подал в связи с этим кассационную жалобу на соответствующее постановление Басманного суда, считая его незаконным и необоснованным. Мосгорсуд рассмотрит ее 6 марта, и г-н Мошанский полагает, что следователь до этого дня разрешит Квачкову читать материалы. Найденов и Яшин протесты на ограничения сроков ознакомления не подавали, хотя, по словам адвоката одного из них -- Руслана Заколюжного, они тоже до конца ознакомиться с делом не успели. Впрочем, линию поведения на суде бывшие спецназовцы уже выработали.
«У Яшина есть алиби на день покушения, о котором мы заявляли с самого начала, -- сказал вчера его адвокат Заколюжный. -- В суде мы его представим. Вообще, посмотрев обвинительные материалы, мы пришли к выводу, что у следствия нет никаких доказательств».
Адвокат Александра Найденова -- Руслан Коблев в свою очередь сообщил: «Мой подзащитный заявил, что для себя он дело уже раскрыл. Он сказал, что понял, почему так быстро был арестован Квачков (полковника задержали через несколько часов после нападения на кортеж Чубайса. -- Ред.). По его словам, у него есть данные, что по меньшей мере за неделю до покушения служба безопасности Чубайса следила за Квачковым. Найденов понял, что инсценировка покушения -- заранее спланированная акция, а показания свидетелей, которые он надеется услышать в суде, помогут ему определить, кем она спланирована. Что же касается причастности к покушению самого Найденова, то сегодня мы представили следствию документы, подтверждающие и его алиби. Кроме того, заявлено ходатайство о производстве конкретных следственных действий, которые также докажут невиновность моего подзащитного, а также Яшина».
Адвокаты не скрывают, что их оптимизм относительно исхода дела основывается на многих нестыковках в версии обвинения. Как уже сообщала газета «Время новостей», защита спецназовцев полагает, что никаких прямых улик присутствия на месте нападения ни одного из арестованных так и не нашли. Биологическая экспертиза ничего не дала, хотя, кроме прочего, рядом с «лежками», с которых велся огонь по кортежу Чубайса, были найдены и окурки. Не нашло следствие и оружия, из которого велся огонь, а патроны у обвиняемых были найдены почему-то лишь при повторных обысках. Не менее нелепо на страницах дела выглядят действия профессиональных диверсантов -- при изготовлении бомбы использовались, к примеру, бытовые выключатели и провода от телефона. Так же «любительски» был изготовлен и сам фугас, заложенный таким образом, что мог больше напугать, нежели серьезно повредить бронированный автомобиль главы РАО "ЕЭС". Кроме того, полагает защита, следствие не объяснило толком мотив покушения. Высказывалось несколько версий, чем конкретно Чубайс «насолил» отставным офицерам, но ни одна из них не выглядит хоть сколько-нибудь убедительной.
Все это, как полагают обвиняемые, должно убедить в их невиновности суд присяжных. О своем желании именно такого разбирательства уже заявили все три фигуранта дела и подали соответствующие ходатайства. Единственное, чего опасаются адвокаты, -- что процесс, как это часто случается в последнее время с громкими судебными процессами, могут закрыть для прессы и публики. Пока, как утверждают все адвокаты, в деле нет ни одного документа с грифом «секретно». Хотя, как показывает практика, при желании сторона обвинения без труда может найти повод «закрыть» процесс.
Эдуард ЛОМОВЦЕВ