|
|
N°36, 02 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сказанному верить
Государство обещает не менять правила на рынке без консультаций с медиасообществом
Преследование региональными чиновниками и прокурорами изданий, рискнувших принять участие в общеевропейском «карикатурном скандале», похоже, поставило федеральную власть в неловкое положение. Из которого курирующие информационную сферу госчиновники попытались вчера выбраться, разъяснив свою позицию на межотраслевой конференции по СМИ, книгоизданию и полиграфии.
В частности, выступивший на конференции первый вице-премьер Дмитрий Медведев постарался убедить медиасообщество, которое поддержало газеты, пострадавшие от кампании по госзащите чувств верующих, что ни правительство, ни администрация президента не предпринимают шагов по законодательному ограничению свободы СМИ. «Пока у правительства и администрации президента каких-то полноценных проектов нового законодательства о средствах массовой информации не существует, вопреки периодически появляющимся сообщениям», -- заявил он. По мнению г-на Медведева, просто так трогать базовые законы о СМИ «не стоит», а если власть и отважится на такой шаг, то обязательно учтет мнение медиасообщества. Первый вице-премьер считает, что главная роль государства заключается в содействии развитию медийной отрасли по законам цивилизованного бизнеса. В этом плане, подчеркнул он, должны быть четко и ясно определены условия выдачи лицензий, справок, разрешений и проведения экспертиз. А издания в условиях четких правил игры должны бороться за свою экономическую состоятельность -- в том числе и для того, чтобы приобрести независимость от госструктур, являющихся сегодня спонсорами большинства региональных СМИ.
По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, объемы рекламы в СМИ за прошлый год выросли на 28% и составили более 5 млрд долл. «Принципиально важным, -- сказал, комментируя эти цифры, Дмитрий Медведев, -- является то, что опережающими темпами растут региональные рынки рекламы». Однако, по его мнению, участие региональных СМИ в рекламном рынке было явно непропорционально их месту и влиянию на умонастроение граждан, что сделало «региональные СМИ крайне зависимыми от дотаций».
Впрочем, федеральные власти не отказываются от материальной помощи прессе. Руководитель «Роспечати» Михаил Сеславинский рассказал участникам конференции, что в этом году будет выделено до 150 млн руб. из бюджета на поддержку социально значимых проектов в печатных СМИ. Помощь от государства, по словам главы «Роспечати», достанется изданиям, которые будут уделять внимание формированию культа семьи и здорового образа жизни, борьбе с терроризмом, реализации национальных проектов и т.д.
Однако, как стало понятно из выступлений, вероятность изменения законодательства о СМИ все же не только существует, но и достаточно реальна. Вопрос только в политической воле. Глава комитета по информационной политике Госдумы Валерий Комиссаров рассказал, что ему приходится регулярно служить буфером между свободой слова и законотворческими позывами его коллег по парламенту. Возглавляемый им комитет уже отверг 54 варианта поправок к закону о СМИ. Одна из них, по словам г-на Комиссарова, касалась столь желанного многими парламентариями «запрета насилия на экране», что сделало бы невозможным даже освещение телевидением чрезвычайных ситуаций.
Обещая не делать резких шагов по отношению к законодательству о СМИ, власти в то же время признаются, что его следовало бы сделать более современным. Так, г-н Медведев отметил, что законодательные акты, которые принимались в отношении средств массовой информации во времена Бориса Ельцина, «вероятно, не вполне уже соответствуют сегодняшним реалиям», и даже пришел к выводу, что «часть норм этих законов сегодня носит наивно-романтический характер».
Кирилл ВАСИЛЕНКО