|
|
N°36, 02 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фигура умолчания
Политические "чудеса" в Казахстане начинают затмевать экономическое чудо
Казахстан -- ближайший союзник России. Причем настолько ближайший, что осенью прошлого года поползли слухи о неминуемом объединении двух государств в союз. Опровергать это вынужден был даже глава МИД Казахстана Касымжомарт Токаев, назвавший такие планы «алогичными» и «некорректными». Однако вряд ли кто-нибудь станет отрицать, что наши страны объединяет не только 7000-километровая общая граница, но общность политических и экономических систем. Более того, такие известные экономисты, как бывший советник президента России Андрей Илларионов, в последние годы не уставали соотечественникам ставить в пример казахстанское «экономическое чудо».
Теперь в Казахстане происходят другие «чудеса» -- политические. И присмотреться к ним представляется не менее важным. Вчера президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, впервые после долгого перерыва, связанного с «краткосрочным отпуском», продолжавшимся более двух недель (где и как президент его проводил, официально не сообщается), появился перед соотечественниками. Он выступил на совместном заседании обеих палат парламента с ежегодным посланием к народу. Агентство Рейтер начинает свое сообщение об этом событии так: «Президент Казахстана потребовал от силовых органов быть более решительными в отношении оппозиции, в целях «жесткой защиты демократии», пообещал снизить налоги и повысить зарплаты, не прокомментировав политический скандал, вызванный февральскими убийством члена движения «За справедливый Казахстан» (ЗСК) Алтынбека Сарсенбаева».
Впрочем, «органы» предвосхитили наказ президента, примерно наказав накануне практически все руководство оппозиционного движения "За справедливый Казахстан" 10--15-суточными арестами за проведение несанкционированного митинга в память об убитом товарище. Кто знает, может быть, в благодарность за это г-н Назарбаев и не стал отвлекаться в своем выступлении на тему причастности своих силовиков к убийству известного политика... Как известно, глава комитета нацбезопасности Казахстана Нартай Дутбаев на днях подал в отставку, взяв на себя ответственность за причастность нескольких офицеров своего ведомства к похищению оппозиционера, его водителя и телохранителя, закончившемуся их расстрелом.
Фигура умолчания в речи президента Назарбаева поразила только одного депутата, председателя комитета мажилиса (нижней палаты парламента) по международным делам Серика Абдрахманова, пытавшегося, как утверждают очевидцы, сделать заявление, но ему в этом отказали. Все, что он хотел сказать, услышали потом от него журналисты. «Я хотел призвать президента быть ближе к народу, ближе к истине, потому что никто официальным версиям (гибели Алтынбаева и его спутников. -- А. Д.) не верит, -- цитирует г-на Абдрахманова агентство «Интерфакс-Казахстан», -- вся беда в том, что если мы сейчас скроем правду и не найдем истину, то кровавые расправы будут продолжать иметь место в будущем». Депутат также публично не скрывал своего недоумения отсутствием в президиуме парламента спикера его верхней палаты, сената, Нуртая Абыкаева, который должен был сидеть рядом со спикером нижней палаты Уралом Мухамеджановым.
«Где Нуртай Абыкаев?» Этот вопрос, заданный парламентарием, теперь, пожалуй, выглядит риторическим. Второй человек во властной казахстанской иерархии будет назначен еще одним «козлом отпущения» за случившуюся трагедию, вслед за уже арестованным руководителем своего аппарата Ержаном Утембаевым. Тем самым, который по версии главы МВД Казахстана, на «почве неприязненных отношений» заказал убийство Сарсенбаева. Вот эта версия, которой «никто не верит». Оказывается, 55-летний чиновник «признался» (еще бы, «признание -- царица доказательств», как говаривал сталинский генпрокурор Вышинский), что неприязнь «возникла» после опубликования «статьи Сарсенбаева», где он «негативно» отозвался об Утембаеве. Выяснилось между тем, что это была не статья, а интервью, где имя чиновника даже не упоминалось. В нем было лишь сказано, что один из заместителей руководителя президентской администрации отличается «элементарным пьянством» и «склонностью пить в одиночку», по причине чего его «трудно было контролировать». Теперь, когда все в Казахстане могут вновь познакомиться с этим, вновь опубликованным в прессе текстом, впервые появившимся в 2003 году (!), можно только изумиться, сколь долго готовился «обиженный» к «организации» мести.
От кого казахстанское следствие отводит таким образом подозрение? Отвечает старший зять президента Назарбаева, ныне первый заместитель министра иностранных дел Рахат Алиев, которого, по его словам, в «нескольких печатных изданиях и Интернете обвиняют в причастности к убийству Сарсенбаева». «Это гнусная ложь, противоречащая общеизвестным фактам, -- говорит г-н Алиев в своем заявлении, -- в любой цивилизованной стране заведомо ложные обвинения в совершении тяжкого преступления являются уголовно наказуемым деянием». Но что такое «общеизвестные факты» об убийстве, признания Утембаева, сделанные в отсутствие адвоката, который к нему даже не допускается? Или г-н Алиев имеет в виду не Казахстан, а какую-то другую «цивилизованную страну», где глава МВД не вправе называть человека «заказчиком» преступления, если его вина еще не доказана судом?
Зять президента пугает судебными «исками к авторам и распространителям клеветы». Серьезный, однако, список «распространителей» из мировых СМИ придется готовить юристам г-на Алиева. Но, похоже, бывший заместитель главы комитета нацбезопасности Казахстана вряд ли рискнет пуститься в судебные тяжбы. Поскольку как профессионал хорошо понимает: информация о его причастности к гибели Сарсенбаева, «гуляющая» в прессе, в том числе и российской (к примеру, агентства Росбалт, МиК, Фергана.Ру. -- А.Д.), может быть, если потребуется, подтверждена, как это следует из тех же сообщений СМИ, его бывшими коллегами-чекистами. Кому, как ни Рахату Алиеву, не помнить, чем обернулось желание его тестя-президента в конце 90-х годов найти доказательства коррупции своего политического оппонента, экс-премьера Акежана Кажегельдина, закончившееся драматическим конфузом: вместо этого были обнаружены свидетельства коррупции в рядах высшего руководства Казахстана и возник скандальный «казахгейт».
Аркадий ДУБНОВ