|
|
N°36, 02 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«От переговоров отказываются и израильтяне, и палестинцы»
Движение ХАМАС, победившее в январе на парламентских выборах в Палестинской автономии, требует от Израиля как минимум ухода с тех палестинских земель, что были оккупированы в ходе войны с арабами в 1967 году. Эту проблему решал еще в конце 1970-х египетский президент Анвар Садат. Его переговоры с израильтянами в Кемп-Дэвиде, резиденции президента США Джимми Картера, увенчались подписанием в 1979 году мирного соглашения между Египтом и Израилем. Египтяне вернули себе Синайский полуостров, потерянный в войне 1967 года. А вот палестинская проблема так и не решена. О причинах обозревателю «Времени новостей» Елене СУПОНИНОЙ рассказывает бывший Генсек ООН египтянин Бутрос ГАЛИ. Тогда известный юрист-международник и начинающий политик, он был участником переговоров в Кемп-Дэвиде. В 1979 году ему было 57 лет.
-- Г-н Бутрос Гали, вы участвовали в переговорах в Кемп-Дэвиде. Почему палестинцы тогда резко негативно отнеслись к договоренностям египетского президента Анвара Садата и израильского премьера Менахема Бегина? Ведь все-таки для палестинцев это был шанс уже тогда приступить к решению проблемы 1967 года?
-- В 1978--1979 годах в Кемп-Дэвиде было разработано два соглашения. Одно касалось ухода израильтян с египетских земель. Другое соглашение, хотя многие сейчас забыли о нем, оговаривало особенности палестинского самоуправления. Два года ушло на очень плотные переговоры. Мы многое делали для палестинцев. Сложность была в том, что с их стороны было резкое неприятие этих переговоров. В декабре 1977 года я направил приглашение Ясиру Арафату, чтобы тот принял участие в Каирской конференции по этому вопросу в "Мина-хаусе" (гостиница в Каире, с конференции в которой фактически начались мирные переговоры. -- Ред.). Но он не приехал. Мы, египтяне, находились в очень сложном положении. Представляете, от переговоров отказываются и израильтяне, и палестинцы. Хотя в конце-то концов Ясир Арафат начал потом переговоры с израильтянами почти с тех же принципов, что мы предлагали ему еще тогда!
-- Но через сколько лет? Только через 15 лет Ясир Арафат согласился на переговоры с израильтянами! Только в 1993 году израильский премьер Ицхак Рабин и палестинский лидер Ясир Арафат пожали друг другу руки.
-- Да. Но обычно так и бывает. Настоящие переговоры начинаются только тогда, когда все стороны достигают политической зрелости. Израильская сторона в те годы однозначно называла Ясира Арафата террористом. А палестинская сторона говорила, что Израиль -- это искусственно созданное государство, которое не должно существовать. Потребовалось время. Почти полвека понадобилось, чтобы покончить с апартеидом в Южной Африке. Почти сто лет ушло на борьбу с рабством в США. Европа достигла политической зрелости и относительной стабильности только после того, как в прошлом веке претерпела две мировые войны. Я к тому, что время очень важный фактор в переговорном процессе.
-- Может, палестинцы были недовольны потому, что как раз по палестинской проблеме египетский президент Анвар Садат легко шел на уступки? Ведь Садат и Бегин договорились всего-то о том, что в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан палестинцам будет предоставлена куцая автономия?
-- Садат не шел легко на уступки. Мы сделали многое. Я участвовал в переговорах с самого начала и до конца. Мы боролись по максимуму.
-- Говорят, израильтяне хорошо воспринимали ваше участие в переговорах еще и из-за ваших связей с еврейской общиной Египта, ведь ваша жена еврейка. Даже Моше Даян, который был тогда министром иностранных дел Израиля, пошутил на этот счет, мол, у вас много общего.
-- Нет, совсем не так. Моше Даян действительно как-то в шутку сказал мне, что в личном плане у нас есть много общего и это помогает. Но он имел в виду совсем не национальность, а то, что и я, и он были разведены и женаты по второму разу. Первая моя жена была египтянка. Вторая моя супруга Лия -- еврейка по происхождению, но по вероисповеданию она католичка.
-- Как вы видите будущее палестинцев? Они получат государство?
-- Трудно ответить на этот вопрос. Многое зависит от американцев, от того, какое правительство будет у власти в Израиле (28 марта в Израиле парламентские выборы. -- Ред.). Но государство Палестина должно быть создано. Что касается таких сложных проблем, как статус Иерусалима, то опять-таки потребуется время. Может, 50, может, 100 лет.
-- Что изменится через 50 лет в Израиле, чтобы вдруг можно было решить проблему Иерусалима?
-- Через 50 лет, к примеру, значительно увеличится численность палестинцев. К 2015 году палестинцев будет уже больше, чем израильтян...
-- И что дальше?
-- Этого будет достаточно, чтобы ситуация резко изменилась.
Продолжение интервью с Бутросом Гали об иракской проблеме и о будущем ООН читайте в следующем номере.
=======================================================
Численность населения Израиля -- почти 6,5 млн человек. Из них около 1,2 млн -- нееврейское население, в основном это арабы, имеющие израильское гражданство. По данным Центрального статистического бюро Израиля, к 2025 году в стране будет 6,5 млн евреев и 2,3 млн арабов.
Эти данные не охватывают население Палестинской автономии, где живет около 3 млн 700 тыс. человек. «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»
|