|
|
N°34, 28 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Берег сомовой кости
Экологи вылавливают из Амура пораженных язвами рыб
Изучение последствий нитробензольного загрязнения Амура, произошедшего осенью прошлого года из-за аварии на китайском химическом заводе в Цзилине, может полностью остановиться из-за отсутствия финансирования. Такое заявление сделали руководители Института водных и экологических проблем ДВО РАН -- ведущего научного центра, который проводит работы по мониторингу Амурского бассейна. Как сообщил заместитель директора этого НИИ Алексей Махинов, «в настоящее время нет денег даже на бензин для доставки специалистов к местам отбора проб».
Два месяца люди, ведущие исследования, работают практически даром. Те, кто трудится на льду, не получают даже положенных им по закону командировочных -- сто рублей в день. Более того, продуктами и оснащением гидрологи и лаборанты обеспечивают себя за свой счет. Как рассказала корреспонденту «Времени новостей» заведующая лабораторией ИВЭП ДВО РАН Любовь Кондратьева, «в лабораториях института химический анализ проб речной воды, льда и донных отложений проводится кустарным способом, чашки Петри и колбы с реактивами стоят не в термостатах (которых нет или они давно отслужили свой срок), а в обычных картонных коробках рядом с радиаторами батарей».
Несколько современных приборов, которые были безвозмездно переданы китайской стороной российским ученым во время прохождения ядовитого пятна по Амуру, способны выявлять в воде очень ограниченный список ядохимикатов, в основном вещества бензольного ряда. Между тем, как сообщила г-жа Кондратьева, с помощью альтернативных методик хабаровские экологи определили, что вместе с бензолом и нитробензолом из Китая в российские воды попал целый ряд других не менее токсичных соединений. Так, в пробах воды и льда уже выявлено превышение предельно допустимых концентраций хлороформа, фенольных соединений, а также таких крайне ядовитых веществ, как атразин и производные запрещенного во многих странах циклогексана. Как заявил заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края Сергей Андриенко, «за последние два месяца вопреки официальным данным, представленным китайской стороной, в ледяном панцире Амура выделено резкое превышение предельных норм по мышьяку, цинку, ртути и солям тяжелых металлов». Но не исключено, что это только малая часть того, что удалось обнаружить с помощью доступных дальневосточным ученым методик. До сих пор не готовы данные по содержанию ядовитых примесей в речной рыбе. Сомы и налимы, которых сотрудники научных центров ловят в Амуре после прохождения ядовитого пятна, покрыты странными язвами. Однако с достоверной точностью объяснить природу этого явления специалисты пока не могут. Для этого не хватает реактивов и современного оборудования.
Г-н Махинов сообщил корреспонденту «Времени новостей», что для изучения последствий загрязнения Амура китайскими ядохимикатами Институту экологических проблем требуется около 12,5 млн руб. Однако денег в бюджете Хабаровского края на это не предусмотрено. По словам губернатора региона Виктора Ишаева, «трансграничное загрязнение Амура -- проблема не местная, а федеральная, все затраты, которые мы понесли, мы выставили правительству России, и у нас есть уверенность, что все они будут компенсированы». Проблема в том, что точные данные о средствах, затраченных на ликвидацию последствий нитробензольного загрязнения, станут известны только после окончания весеннего паводка.
В первых числах марта на Дальнем Востоке начнутся совместные российско-китайские исследования речной воды и донных отложений. Соответствующее соглашение 26 февраля было подписано между представителями управления охраны окружающей среды КНР и министерством природных ресурсов Хабаровского края. Как заявил руководитель китайской делегации господин Ло И, совместные пункты отбора проб будут размещены вдоль рек Сунгари и Амура (в китайских городах Харбин, Цзямусы, Тунцзян и российских Хабаровске и Комсомольске). По заявлению начальника управления охраны окружающей среды Хабаровского края Виктора Бардюка, исследования продлятся вплоть до конца мая, пока река полностью не освободится от льда. Финансироваться этот проект должен за счет двух сторон. Власти Хабаровского края в настоящее время ищут необходимые на эти цели деньги. Требовать возмещения затрат с виновников аварии на химическом комбинате в Цзилине, произошедшей 13 ноября прошлого года, сейчас нецелесообразно. Пока не прошла вторая волна загрязнения, когда в воду попадут вмерзшие в лед вредные примеси, оценить ущерб не представляется возможным.
Илья СЕРГЕЕВ, Хабаровский край