|
|
N°34, 28 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Париж сыграл в поглощение
Италия требует расследовать сделку между Gaz de France и Suez
Получив политическую поддержку французского правительства, Gaz de France (GdF) и франко-бельгийская энергокомпания Suez сделали вчера совместное заявление об объединении. В нем констатируется, что советы директоров корпораций одобрили «предложенное дружественное слияние двух групп». Накануне, встретившись с руководством обеих компаний, о целесообразности этой сделки объявил премьер-министр Франции Доминик де Вильпен. Если слияние будет доведено до конца, французские власти можно будет признать крупным и успешным игроком на рынке слияний и поглощений. Как и в подобных случаях в других странах, власти объясняют свое вмешательство стратегическим значением энергетики для государства. В Брюсселе сделку комментируют крайне расплывчато.
Компании объявили, что в результате слияния на рынке появится «европейский чемпион, мировой игрок в энергетике». Напомним, что французское правительство, владеющее 80% GdF, долго размышляло, стоит ли соглашаться на поглощение Suez при неизбежном сокращении госдоли в объединенной компании. Тем более что национальное законодательство запрещает государству владеть в компаниях пакетом менее 70% акций. Но как только итальянский концерн Enel неделю назад объявил о своем намерении купить Suez, в Париже вспомнили о национальных интересах. И выразили готовность поменять закон.
Министр финансов Франции Тьерри Бретон вчера в выступлении по радио RTL изложил детали сделки. Слияние состоится посредством обмена акциями, в результате которого доля государства в новом конгломерате составит порядка 34--35%.
Участники слияния обещают, что объем годовых расходов объединенной компании будет на 500 млн евро меньше, чем сейчас у обоих участников сделки. В результате на свет появится корпорация с объемом продаж 64 млрд евро. «Здесь не идет речь о немедленной прибыли, но скорее позитивной долгосрочной перспективе, -- комментирует слияние в интервью Bloomberg аналитик цюрихской EIC Partners AG Андре Шнейллер. -- Для акционеров есть два пути получить прибыль: немедленное вознаграждение или долгосрочная перспектива, в случае которой они становятся частью конкурентоспособного игрока на рынке с низкими издержками и отличной перспективой на будущее».
В Enel вчера отказались от комментариев. Министр промышленности Италии Клаудио Скайола в знак протеста против протекционистской политики Парижа отменил намечавшийся на вчерашний день визит во французскую столицу. А министр иностранных дел Джанфранко Фини заявил, что вмешательство французского правительства "входит в противоречие с ценностями и правилами свободного европейского рынка" и призвал Европейскую комиссию провести расследование.
Представитель Еврокомиссии Йоханнес Лойтенбергер отказался комментировать сделку GdF и Suez, описав лишь общие принципы политики Брюсселя. Он заявил, что вообще ЕС является сторонником создания европейских промышленных "чемпионов", но появление «таких чемпионов должно быть результатом их собственной рыночной мощи, а не следствием политического вмешательства". Но вряд ли эти слова следует толковать однозначно как критику Парижа: в конце концов и действия итальянских чиновников можно расценить как «политическое вмешательство».
Брюссель вообще находится в щекотливой ситуации: параллельно со скандалом из-за Suez разворачивается острая конкуренция за испанскую энергокомпанию Endesa, где в процесс переговоров также вовлечены лидеры ряда европейских стран. Как известно, немецкий энергоконцерн E.ON, предложивший за Endesa 29,1 млрд евро, имеет поддержку со стороны федерального канцлера Ангелы Меркель. Endesa заявила, что это предложение ее не устраивает с финансовой точки зрения. Но одновременно виды на испанскую компанию имеет испанская же газовая компания Gas Natural. Ее финансовые возможности менее велики, но в альянсе с Enel, о возможности которого стало известно на днях, шансы поглотить Endesa резко повышаются. Очевидно, что в этом случае от Брюсселя тоже потребуют разбирательств по поводу национального протекционизма.
Иван ГОРДЕЕВ