|
|
N°30, 21 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зону проверяют на прочность
Криминальные авторитеты хотят взять свердловские колонии под свой контроль
Криминальные авторитеты пробуют на прочность администрацию свердловских колоний. К такому выводу пришли сотрудники Главного управления Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) по Свердловской области в связи с несколькими инцидентами, произошедшими за последнее время в местных пенитенциарных учреждениях.
Самый громкий из них был зафиксирован 9 февраля в екатеринбургской колонии №2. Здесь 17 заключенных вскрыли себе вены. Уже через несколько дней уполномоченный по правам человека по области Татьяна Мерзлякова сообщила, что таким образом осужденные протестовали против переноса любимого сериала «Зона» (телеканал НТВ) на более позднее время, когда в колонии объявляется отбой. Но в Главном управлению ФСИН эту информацию опровергли. По окончании специальной проверки руководитель пресс-центра ГУ Елена Тищенко озвучила другую версию -- арестанты выдвинули администрации 17 незаконных требований. Среди прочего зэки просили увеличить количество банных дней до двух в неделю, а личного времени -- до 1,5 часа в сутки, повесить турник, позволить заниматься самообразованием, разрешить разгадывать сканворды, позволить по выходным спать до 10.30, разрешить играть в футбол два раза в неделю, позволить устраивать перекур в любое время и предоставить в личное пользование пульт от телевизора. Причем самое сильное впечатление на сотрудников ФСИН произвела последняя просьба. «Представляете, их там сто человек, и если разрешить каждому переключать каналы на телевизоре, во что это может вылиться?» -- заявила г-жа Тищенко.
Начальник самой колонии №2 Сергей Ветошкин со своей стороны заявил, что идти на уступки заключенным не намерен. «В последнее время попытки шельмования пенитенциарных учреждений в России стали более сильными. Попытка массового суицида -- один из способов давления со стороны криминалитета на руководство ФСИН. Подобные случаи происходили и в других регионах. Это демонстрационный шантаж. У нас была информация, что некоторые заключенные ходили по колонии и призывали к акции неповиновения, говорили, что надо поддержать «братков». Заключенные просто пробуют администрацию на прочность», -- пояснил г-н Ветошкин.
Он заметил, в тех колониях, где неофициально «правят» заключенные, беспорядков не бывает никогда, а там, где жизнь контролирует администрация, постоянно устраиваются акции протеста. «Такие волнения как начинаются, так и заканчиваются», -- заявил Ветошкин.
Как раз в тот день, когда руководство ГУ ФСИН давало эти объяснения, стало известно об эксцессе в невьянской колонии №46. Первый заместитель начальника ГУ ФСИН РФ Владимир Киселев официально подтвердил, что с 15 февраля некий Андрей Гилев там начал голодовку из-за перевода из обычной камеры в помещение камерного типа. В прокуратуре Свердловской области сообщили, что уже проведена проверка, и вины администрации колонии не обнаружено. Самого голодающего администрация считает не самым лучшим заключенным -- за время пребывания в колонии он 29 раз подвергался дисциплинарным взысканиям.
Впрочем, родные заключенных официальные объяснения опровергают. Они утверждали, что зэки выступили против жестокого обращения персонала колонии. Однако донести свою точку зрения до широких масс им не удается -- все пресс-центры Екатеринбурга отказали родственникам в организации встречи с прессой, сославшись на добрые отношения с уполномоченным по правам человека. Теперь родственники готовятся к акциям протеста, подобным декабрьскому пикетированию резиденции полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе Петра Латышева.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург