|
|
N°29, 20 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неисправимый
Юрия Шутова приговорили к пожизненному заключению
Суд Санкт-Петербурга в пятницу закончил оглашение приговора по делу депутата городского законодательного собрания (ЗС), экс-помощника мэра и экс-кандидата в губернаторы Юрия Шутова. При этом так и не сбылись ожидания множества наблюдателей, с 1999 года пристально следивших за этим процессом, что дело Шутова развалится. В Питере многие были уверены, что этот воистину демонизированный политик, который уже отчасти превратился в персонаж городского фольклора, «для проформы» получит семилетний срок лишения свободы -- столько, сколько он уже провел в камере предварительного заключения. Вышло совсем иначе. Шутов и четверо его подельников -- «наставники молодых бойцов» Айрат Гимранов и Сергей Денисов и «стрелки-минеры» Александр Гагуткин и Евгений Hиколаев -- были признаны виновными почти по всем пунктам обвинения и по решению суда должны будут остаток жизни провести за решеткой в колонии особого режима. Впрочем, пока приговор в законную силу не вступил, и адвокаты полны решимости его обжаловать.
Сам депутат Шутов встретил приговор глухими стонами -- по утверждению его защиты, он тяжело болен, практически не может передвигаться и с трудом реагирует на происходящее. Во время суда он сидел в инвалидной коляске и врачи, не спуская с него глаз, периодически давали ему лекарства. За 4,5 года судебного разбирательства подсудимого много раз увозили на «скорой» в больницу с признаками гипертонического криза.
Второе «кольцо» вокруг Шутова и его сообщников составляли десятки судебных приставов и бойцы управления исполнения наказаний спецназа «Тайфун», которые заблокировали все входы и выходы в клуб легендарного изолятора «Кресты», в котором из соображений безопасности проходило выездное заседание горсуда Петербурга.
Лично Юрий Шутов, который и по сей день остается депутатом ЗС Петербурга, был признан виновным в преступлениях, предусмотренных целым букетом статей УК РФ -- организация и руководство бандой, организация пяти убийств, двух покушений на убийства, похищения человека, разбойного нападения, а также в мошенничествах с использованием служебного положения.
Долгое время Юрий Шутов носил неформальный титул записного разоблачителя и скандалиста Санкт-Петербурга. Войдя в начале 1990-х годов в ближайший круг мэра Анатолия Собчака на правах его советника, он очень скоро рассорился с градоначальником и занялся его травлей -- до конца дней опального политика. Многим еще памятна его книга «Собчачье сердце». Затем г-н Шутов по собственному почину занимался «проверкой итогов приватизации», яростно обвиняя при этом Смольный во всех смертных грехах. Пик его разоблачительской активности пришелся на 1997--1998 годы -- когда в Петербурге произошла серия громких заказных убийств, обеспечившая городу звание криминальной столицы.
После того как в 1996 году кресло Собчака в Смольном занял губернатор Владимир Яковлев, Шутов вновь подружился с городскими властями. Да так сильно, что на выборах в законодательное собрание в 1998 году входил в список кандидатов, поддержанных городской администрацией, -- в противовес «Яблоку». Но, как выяснило следствие (а суд с этим согласился), именно в 1997--1998 годах Шутов с Айратом Гимрановым и Сергеем Денисовым создал банду, состоящую из трех «бригад» профессиональных киллеров. Конспирация, подготовка и ответственность убийц были организованы по всем правилам военного искусства. Тренировки в стрельбе и минировании киллеры проводили на полигоне Псковской воздушно-десантной дивизии, несколько раз в год меняли клички, пароли и позывные, общались друг с другом, лишь используя секретный специально разработанный шифр.
Однако все эти меры предосторожности не спасли банду от ареста всего через четыре месяца после самого громкого преступления, которое, как признал суд, было совершено именно подручными Шутова. Они установили радиоуправляемое взрывное устройство в подъезде дома, где жил бывший глава налоговой инспекции Петербурга и влиятельный общественный деятель города Дмитрий Филиппов, близкий друг тогдашнего председателя Госдумы Геннадия Селезнева. Г-н Филиппов вел обширную деятельность в бизнесе, возглавляя, в частности, советы директоров банка «Менатеп -- Санкт-Петербург» и Тобольского нефтехимического комбината. Когда Филиппов поздно вечером вошел в заминированный подъезд, адская машинка сработала чуть выше его головы. Бизнесмен умер через несколько дней не приходя в сознание в палате военно-медицинской академии.
Суд согласился с доводами следствия, что Шутов и его бригады организовали убийства еще ряда бизнесменов и ликвидировали их, а также готовили подрыв автомобиля депутата Госдумы РФ Вячеслава Шевченко. К последнему делу они также подошли по всем правилам военного искусства -- выкопали на дороге, ведущей к даче Шевченко, яму, и заложили в нее фугас с дистанционным управлением. Шевченко чудом избежал смерти. Правда, четыре года спустя после неудавшегося покушения уже совершенно другие киллеры все-таки добрались до него, когда Шевченко отдыхал на Кипре.
Все годы, пока длился процесс, многочисленные друзья и сторонники Шутова вели бурную кампанию в его защиту. А сам подследственный умудрился повторно избраться в законодательное собрание в 2002 году. А годом позже он, находясь в «Крестах», даже попытался включиться в кампанию по выборам губернатора Петербурга. Однако сбор подписей в следственном изоляторе не принес ему достаточного количества сторонников, и Шутов не попал в число кандидатов.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург