|
|
N°29, 20 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Даешь стране угля!
Михаил Фрадков обнаружил в Кемеровской области «ответственных собственников»
Субботу премьер Михаил Фрадков провел в Кемеровской области, где занимался изучением проблем реструктуризации угольной отрасли. В Кемерово глава правительства прибыл по завершении двухдневного официального визита во Вьетнам. Там помимо Ханоя он побывал в городе Вунгтау на юге страны, в штаб-квартире российско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро».
Показалось, что на премьере почти не сказался сложный график поездки, в ходе которой в самолете за три дня он провел около суток, покрыв расстояние примерно в 20 тыс. км и совершив температурный скачок из холодной Москвы в жаркий и влажный Вьетнам, а затем в морозную Сибирь. В Кемерове сопровождавшие премьера в течение всей поездке журналисты спросили премьера, как он переносит длительные поездки и перелеты. «Нормально переношу», -- ответил г-н Фрадков. «Во время перелета можно подумать, есть время», -- добавил премьер.
Без сомнения, по дороге из Вьетнама в Кемерово премьеру было над чем поразмышлять. Хотя бы на тему совещания, которое ему предстояло провести в администрации Кемеровской области: «О мерах по завершению реструктуризации угольной промышленности и перспективах ее развития». Реформирование угольной отрасли России было начато 12 лет назад, когда стало окончательно понятно, что хозяйствовать по-старому уже не получится. По сути, речь шла о передаче угольных предприятий в руки частного капитала. В 1996 году Всемирный банк предоставил России заем на 500 млн долл. с целью «создания социально устойчивых условий реформирования угольного сектора».
Сегодня, когда пришло время для предварительных оценок, стало понятно, что, во-первых, часть средств кредита ушла, мягко говоря, не по назначению. Во-вторых, часть закрытых шахт вполне можно было бы законсервировать до лучших времен, а не уничтожать (в Кузбассе, например, закрыли более чем 40 из 73 шахт). В-третьих, приватизированные шахты и разрезы попали под контроль разного рода посредников, в том числе связанных с криминалом. Самым пугающим было то, что лишь в Кузбассе 100 тыс. горняков оказались без работы.
Однако несмотря на все трудности реформы в стиле «шоковой терапии» (в Кузбассе любят подчеркивать, что подобные преобразования в Англии, США и Германии проводились за 20--30 лет), угольщикам все же удалось выкарабкаться. В последние годы в Кемеровской области частные собственники угледобывающих предприятий строят новые шахты и разрезы. Губернатор области Аман Тулеев сообщил на совещании, что с 1999 года в регионе взамен закрытых введено в строй 31 угледобывающее предприятие. Частные компании Кузбасса вложили в угольную отрасль около 90 млрд руб. (На одной из стоящихся шахт -- «Южной» -- Михаил Фрадков побывал и даже спустился в путевой ствол.) Как результат, растет добыча угля. В прошлом году там было добыто 167,2 млн тонн угля. «Это рекордная добыча за всю столетнюю истории добычи угля в Кузбассе», -- заявил Аман Тулеев.
Как сообщил Михаил Фрадков, в целом по стране добыча угля достигла в прошлом году 300 млн тонн (рост за 2005 год -- 15 млн тонн), из них 80 млн тонн экспортировано.
Для вывоза угля, в том числе на деньги частных инвесторов, строятся железные дороги. Владельцы угольных компаний Кузбасса вкладываются и в сооружение угольных портовых терминалов на Балтике, в Приморье, на Кольском полуострове: лишь за прошлый год на эти цели они направили почти 2 млрд руб. «Найден эффективный механизм взаимоотношений собственников, государства и трудовых коллективов», -- утверждал на совещании Аман Тулеев.
Иными словами, угольная отрасль «пережила» реформу и вновь готова выбиться в ударники теперь уже капиталистического труда. Премьеру, похоже, нравилось то, что говорили выступавшие. Констатировав, что добывающие мощности уже превосходят текущий спрос, Аман Тулеев предложил, в частности, для расширения сбыта угля внутри России повысить его долю в топливно-энергетическом балансе страны. И с этой целью перевести 27 из 56 газоугольных ТЭС с газа на уголь. Тем более что сегодняшние технологии позволяют сжигать так называемый «чистый» уголь без ущерба для экологии. По мнению губернатора, для этого потребуется около 1 млрд долл., однако экспорт высвободившихся 27 млрд кубометров газа принесет до 5,4 млрд долл. Кроме этого, добыча угля возрастет почти на 30 млн тонн (впрочем, без использования прогрессивных технологий дальнейшее наращивание добычи, по мнению губернатора, опасно для экологии региона -- пока он даже попросил Михаила Фрадкова приостановить выдачу лицензий на добычу угля в Кузбассе).
Ключевой для угольщиков вопрос -- тарифы на железнодорожные перевозки. Пока они устраивают шахтеров. Аман Тулеев даже похвалил находящегося в зале главу «Российских железных дорог» Владимира Якунина за понимание проблем шахтеров. Однако дальнейший рост тарифов для них проблематичен. Дело в том, что в прошлом году на треть упали цены на уголь. В связи с этим губернатор призвал правительство выработать долгосрочную тарифную политику, чтобы «вместе с железнодорожниками спасти экспорт». Позже Владимир Якунин ответил Аману Тулееву отказом даже обсуждать вопрос о снижении тарифов, поскольку их рост на протяжении пяти лет и так был ниже уровня инфляции. «Любые разговоры о необходимости снижения тарифов нужно рассматривать как безграмотные и неприличные», -- жестко заявил глава РЖД. В качестве аргумента он привел данные, согласно которым средняя зарплата в угольной отрасли в 18 тыс. руб. заметно превосходит зарплату железнодорожников -- 12,8 тыс. руб. По мнению г-на Якунина, речь должна идти о системной поддержке угольной отрасли, «и не за счет кого-то, а за счет государства».
О необходимости долгосрочных договоров на транспортировку угля говорили и собственники угледобывающих предприятий. Они также просили правительство быстрее определиться с потребностями страны в угле, чтобы вырабатывать долгосрочные инвестиционные и производственные стратегии. Прозвучало предложение определять НДПИ в угольной отрасли в зависимости от выработки месторождений и условий добычи, как это предполагается сделать в нефтедобыче.
Гендиректор «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) Владимир Рашевский предложил строить ЛЭП из Сибири, где энергетикам выгоднее работать на угле, в Европу и на Урал, в том числе за счет инвестиционного фонда. Он также высказался за поставку избытка сибирской энергии в Китай. Г-н Рашевский поддержал предложение Амана Тулеева переводить газоугольные станции с газа на уголь. Глава СУЭК рассказал Михаилу Фрадкову, в чем могла бы выражаться господдержка угольщиков. Во-первых, в возврате инвестиционной льготы по налогу на прибыль, во-вторых, в снижении НДПИ с пересмотром соотношения поступления этого налога в федеральный и региональный бюджеты (учитывая растущий профицит федерального бюджета), в-третьих, в борьбе против чрезмерного укрепления рубля и, в-четвертых, в подключении угольщиков к формированию топливно-энергетического баланса.
Подводя итоги совещания, Михаил Фрадков заявил, что долю угля в топливно-энергетическом балансе страны надо увеличивать, как и его экспорт из России. Премьер пообещал угольщикам, что их предложения найдут отражение в программе развития энергетики страны до 2020 года. По его словам, к третьему кварталу 2006 года Минпромэнерго и Минэкономразвития подготовят соответствующие предложения.
Любопытно, что на фоне не слишком теплых отношений между бизнесом и властью в последние годы гг. Фрадков и Тулеев уважительно называли владельцев шахт и разрезов не иначе как собственниками. «Понравилось устойчивое выражение «собственник» -- смелое, ответственное определение», -- с теплотою заметил Михаил Фрадков. А Константин Пуликовский, возглавивший не так давно Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, вообще обращался к угольным «магнатам» не иначе как «уважаемые собственники».
Михаил ВОРОБЬЕВ, Ханой--Кемерово--Москва