|
|
N°29, 20 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политика или правда
Балканы победили в Берлине
На субботней церемонии были объявлены победители 56-го Берлинского кинофестиваля.
«Золотой медведь» достался боснийской драме Ясмилы Жбанич. Гран-при («Серебряный медведь») жюри под председательством Шарлоты Рэмплинг поделило пополам между «Мылом» датчанки Пернилле Фишер Кристенсен и «Офсайдом» титулованного иранца Джафара Панахи. Лучшими режиссерами названы Майкл Уинтерботтом и Мэт Уайткросс, соавторы полудокументального расследования о военной тюрьме на американской военной базе Гуантанамо.
Сандра Хуллер из «Реквиема» Ханса Кристиана Шмида стала лучшей актрисой. Тут выбора у жюри не было. При некоторых сценарных шероховатостях (картина основана на реальной истории, так и не превратившейся до конца в историю кинематографическую) эмоциональное воздействие «Реквиема» беспрецедентно, а актриса, не имеющая никакого опыта, заставляет вспомнить о лучших женских ролях у Дрейера и Бергмана. Сам же фильм, которому многие прочили победу на Берлинале, удостоился приза международной критики. Лучшим актером стал Мориц Блябтрой, сыгравший роль Бруно в далеко не идеальной немецкой экранизации романа Мишеля Уэльбека «Элементарные частицы». Кстати, сам Уэльбек никак не комментировал работу режиссера Оскара Ролера -- ни разу не поругал, но и не похвалил. Однако сделал заявление о том, что отныне фильмы по своим романам будет ставить собственноручно.
За «художественный вклад» получил своего «Серебряного медведя» еще один немец -- Юрген Фогель, актер, соавтор сценария и сопродюсер драмы «Свободная воля». По мнению жюри, лучшая музыка прозвучала в гонконгской «Изабелле». Приз Альфреда Бауэра -- за новаторский подход -- достался аргентинскому «Охраннику» (режиссер Родриго Морено).
Победу «Грбавицы» можно назвать закономерной и неожиданной одновременно. В последний день конкурсного показа казалось, что такие серьезные претенденты, как «Реквием» и «Офсайд», заставят забыть о боснийской драме, показанной в начале фестиваля. Но этого не произошло. Судьба женщины, ставшей жертвой насилия во время сербско-боснийского конфликта (напомним, что Грбавица -- один из крупных районов Сараево), тронула жюри больше, чем злоключения молоденьких эмансипированных иранок, пытающихся проникнуть на футбольный матч в мужской одежде («Офсайд»), или душевные муки девушки из религиозной семьи, всерьез решившей, что она одержима дьяволом, и добровольно подвергшейся экзорцизму в 1976 году («Реквием»). Вопреки общему мнению и заявлениям самого режиссера на церемонии закрытия, «Грбавица» не является политическим фильмом о преступлениях злых сербов. Конечно, Жбанич по необходимости смотрит на военный конфликт 90-х годов со стороны боснийцев, но в центр повествования она ставит не политическую риторику, а пристальное и сочувственное наблюдение за внутренним миром женщин, переживших то, что забыть невозможно.
Почти все призеры были в числе фаворитов «Времени новостей». Распределение призов критиковать в данном случае не имеет смысла, ведь оно стало результатом компромисса восьми совсем разных людей, среди которых и успешный голливудский продюсер и режиссер Яш Чопра, и классик современного искусства Мэтью Барни. Среди странностей стоит отметить разве что явно завышенную оценку датского «Мыла» и вызывающую непочтительность к живому классику Роберту Олтмену -- не только ваш обозреватель, но и все журналисты на фестивале были уверены, что он получит приз за лучшую режиссуру. В целом жюри отдало явное предпочтение камерным, просто сделанным фильмам, в которых первые роли почти всегда играли женские персонажи.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин