|
|
N°28, 17 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Наша армия поставлена на колени»
Военные судьи потребовали допустить солдат к правосудию
«Приговор военного трибунала должен звучать так, чтобы его эхо мог слышать даже новичок, впервые переступающий порог казармы», -- заявил вчера председатель Московского окружного военного суда (МОВС) Александр Безнасюк на итоговом совещании председателей гарнизонных судов Московского военного округа (МВО). По мнению военных судей, бороться с неуставными отношениями, ставшими в последнее время одной из наиболее актуальных тем, можно лишь с помощью открытых судебных процессов в присутствии всего личного состава, вынесения более строгих наказаний и обеспечения допуска к правосудию простых солдат, которые в подавляющем большинстве не имеют никакой возможности пожаловаться в суд. Кроме того, в рамках продолжающейся судебной реформы военная юстиция выразила решительный протест против планов лишения ее погон и перевода в разряд судов общей юрисдикции, так как, считают военные судьи, это приведет к развалу системы судебной защиты военнослужащих.
Председатель МОВС Александр Безнасюк, открывая итоговое совещание, отметил, что многие события ушедшего года повлияли на судебную систему в целом, и теперь «требуется ее совершенствование». В прошлом году военные суды МВО рассмотрели рекордное количество уголовных дел за последние восемь лет -- 2557, и по 2161 делу были вынесены обвинительные приговоры (это на 3,4% больше, нежели в 2004 году). Из всех этих приговоров около 30% военнослужащих были осуждены за уклонение от воинской службы, 20% -- за хищения, 14,6% -- за должностные преступления, а 16,3% -- за неуставные отношения. На последнюю цифру г-н Безнасюк обратил особое внимание коллег, поскольку по сравнению с прошлым годом она возросла на 4%, а с позапрошлым -- на 7%. «В этом смысле нельзя не вспомнить последние события в Челябинске, -- отметил председатель МОВС. -- Мы, судьи, должны проводить по делам открытые слушания, особенно по неуставным отношениям, в присутствии всего личного состава. Таким образом, будет осуществляться эффективная воспитательная функция военнослужащих».
Председатель Военной коллегии Верховного суда (ВС) Анатолий Петроченков в свою очередь отметил, что в 2005 году за неуставные отношения в России было осуждено 3 тыс. военнослужащих, но одновременно очень часто суды прекращают такие дела в связи с примирением сторон. «Такого быть не должно, -- заявил он судьям. -- Как легко добиться примирения по таким делам, мы все прекрасно знаем. Потерпевшие зачастую уже готовы признаться, что это не их били, а они сами».
На заседании было отмечено также, что такое наказание, как направление в дисбат, незаслуженно стало игнорироваться судами и применяется все реже. Хотя «тот, кто прошел дисбат, в тюрьму уже не захочет», а потому и уровень рецидива в армии сравнительно небольшой. В скором времени можно будет ожидать и появления нового наказания -- дисциплинарного ареста с санкции суда. Сейчас этот законопроект находится на рассмотрении Госдумы, и военные судьи ждут его с нетерпением.
Показателем незащищенности рядовых стало и количество гражданских дел. Так, из 16 тыс. рассмотренных исков около 15 тыс. заявлений было подано офицерами, 18 -- генералами и только 164 иска -- призывниками. «Это крайне низкая цифра, -- отметил председатель МОВС. -- Получается, что рядовые лишены доступа к правосудию, но не суды в этом виноваты. Призывники находятся за колючей проволокой, за заборами, абсолютно изолированные от общества. Солдат не может попасть в суд и в прокуратуру, он лишен связи. Поэтому всему офицерскому составу надо над этим серьезно работать».
Позднее, на брифинге для журналистов, гг. Петроченков и Безнасюк отметили, что проблема неуставных отношений не нова, она существовала и в Красной армии, и в Советской армии, существует сейчас в российской и в любой другой армии мира. «Все, что происходит в обществе, отражается и на армии, -- сказал председатель МОВС. -- Наша армия поставлена на колени, и ситуация не изменится к лучшему, пока не поднимут престиж армии, не обеспечат военным достойное существование».
Упавший престиж армии породил еще одну проблему, о которой вчера много говорили военные судьи, -- большое количество осужденных офицеров. Об этом же говорил на итоговом заседании председателей судов общей юрисдикции глава судейского сообщества Вячеслав Лебедев. Только в Московском округе за истекший год было осуждено 386 офицеров, а это, как отметил председатель МОВС Александр Безнасюк, в 40 раз больше, чем пять лет назад. По этой причине Верховный суд уже подготовил обзор соответствующей практики по уголовным делам офицеров, который будет направлен во все военные округа.
Особое внимание вчера было уделено и готовящимся нововведениям в рамках проводимой судебной реформы. В частности, по инициативе Минобороны было предложено снять погоны с военных судей. Было принято решение о ликвидации института прикомандирования (когда в военные суды откомандировывались служащие из других силовых ведомств). А с 1 января 2007 года планируется лишить статуса военнослужащих Военную коллегию Верховного суда и соответствующее управление Судебного департамента. Что касается судей окружных и гарнизонных судов, то согласно новым нормативным разработкам они лишатся погон к 2011 году.
Однако военная юстиция намерена отстаивать свои позиции. «С принятием Конституции в 1993 году военные суды превратились из органа карающего в орган правовой защиты людей в погонах, -- сказал Александр Безнасюк. -- Только за последний год суды удовлетворили 70% жалоб на действия вышестоящего командования, в том числе и некоторые приказы Минобороны. И это говорит о том, что в военных частях творится правовой беспредел. И конечно, такие решения не могут вызывать удовольствия военными судами со стороны некоторых силовых структур». Кроме того, председатель МОВС отметил, что военные суды создавались «еще Петром I, верой и правдой прослужили 300 лет и могли бы послужить еще как минимум столько же», а отмена института прикомандирования -- «это первый шаг к развалу военных судов». «Военные суды -- это элита судебной системы», -- заявил г-н Безнасюк. Анатолий Петроченков пояснил, что в случае реализации этих новаторств будут расформированы гарнизонные суды, которые дислоцируются за рубежом, например в Тирасполе, Байконуре, Ереване, Батуми и Душанбе, а следовательно, российские граждане в этих регионах будут лишены правовой защиты. Возникнут трудности, по мнению председателя Военной коллегии ВС, и при укомплектовании судов в районах Крайнего Севера, Камчатки и в других отдаленных уголках страны с суровыми климатическими условиями.
Вчера же было упомянуто одно из самых скандальных уголовных дел, которое рассматривал МОВС, -- об убийстве корреспондента газеты «Московский комсомолец» Дмитрия Холодова. В июне 2004 года окружной суд полностью оправдал всех обвиняемых в совершении этого преступления офицеров ВДВ, а полковник Павел Поповских недавно отсудил себе беспрецедентную сумму -- свыше 2 млн руб. в качестве компенсации за незаконное уголовное преследование. После приговора судья Евгений Зубов вынес частное определение в адрес Генпрокуратуры, констатировав многочисленные грубейшие нарушения прав обвиняемых, допущенные во время предварительного следствия, и потребовал от генпрокурора Владимира Устинова принять соответствующие меры. Генпрокуратура пыталась опротестовать это решение судьи, но ВС признал его законным. И вот вчера г-н Безнасюк сообщил, что Генпрокуратура прислала им письмо, в котором говорится, что «судебные решения доведены до сведения всего прокурорско-следственного состава управления по расследованию особо важных дел и даны указания о неукоснительном соблюдении требований УПК». Правда, следователи, обвинявшиеся в нарушениях, -- Александр Коновалов, Евгений Бакин и Анатолий Дельнов -- уволились из органов прокуратуры еще в 2000--2001 годах. Сведений о том, был ли кто-нибудь наказан, военному суду не представлено.
Екатерина БУТОРИНА