|
|
N°28, 17 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Я не считаю, что регионом управлять сложнее, чем атомной станцией"
Бывший директор Балаковской АЭС Павел Ипатов был первым, кого президент Владимир Путин почти год назад назначил на должность главы региона по новым правилам. Против предыдущего губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова в мае 2004 года возбуждено, но позднее закрыто уголовное дело за «злоупотребление служебным положением» и «превышение должностных полномочий». О том, как справляется с обязанностями новый губернатор Саратовской области, Павел ИПАТОВ рассказал корреспонденту «Времени новостей» Дарье ГУСЕВОЙ.
-- Павел Леонидович, по вашим ощущениям, отличается ли работа в должности директора АЭС от работы главы региона?
-- Я не считаю, что регионом управлять сложнее, чем атомной станцией. Просто тут есть свои особенности. И новая работа, я думаю, больше мне подходит по складу характера. Единственное, из-за чего мне пришлось над собой работать, это вынужденное общение с большим количеством людей. В частности, с людьми, которые профессионально занимаются политикой. Раньше я с ними эпизодически общался и это носило дружеский характер. А сейчас я общаюсь с огромным количеством политиков, общение не всегда комфортно и требует от меня определенного напряжения.
Я работал на атомной станции, это объект потенциально опасный, неоднозначно воспринимаемый общественностью. Постоянно общался с людьми, которые так или иначе высказывали негативное отношение к развитию атомной энергетики, к конкретной АЭС в регионе. Я с ними выработал определенную модель общения. А теперь спектр людей вокруг меня так велик, что приходится часто моделировать ситуацию заново. И в отношениях стало больше политики.
На сегодняшний день губернатор в тех рамках, в которые он поставлен разграничением полномочий, вынужден заниматься прежде всего хозяйственными вопросами. А эту сферу деятельности я знаю достаточно хорошо -- и социальную сферу, и экономику.
-- В вашей администрации остались люди прежнего губернатора Дмитрия Аяцкова? Как вы строите с ними отношения?
-- Я не сторонник чистить все, что осталось от предшественников. В любой команде есть эффективные и неэффективные люди. На некоторых руководящих должностях остались люди, которые работали и до Аяцкова. Сейчас, например, работает прежний министр финансов, это техническая должность, она не политизирована. Все остальные министры, правда, поменялись.
В среднем звене больше осталось «старых» людей. При этом мною был введен конкурсный набор, министры и их заместители набирались по открытому конкурсу. Были факты, когда некоторые чиновники пытались протащить своих людей, пришлось это поправлять. Конкурсный набор прижился в области. Есть, конечно, обратная сторона этого процесса -- люди, которые приходят «с улицы», могут совершать ошибки, поскольку не очень опытны.
-- Что нужно было сделать, чтобы поучаствовать в конкурсе?
-- Для участия нужен был стандартный набор документов, резюме. Нужно было пройти тесты, собеседования. Я когда работал на АЭС, каждый год подтверждал свою профессиональную пригодность. Начиная от медицинских показателей и заканчивая тестами на интеллектуальные способности. Считаю, что все чиновники должны такие проверки проходить.
-- 12 марта у вас пройдут выборы в областную Думу. Каков прогноз?
-- В выборах будут участвовать «Единая Россия», КПРФ, «Родина», ЛДПР, Партия пенсионеров, Партия жизни и партия «За социальную справедливость». Первые четыре партии скорее всего по партийным спискам преодолеют семипроцентный барьер, определенный региональным законом о выборах.
-- Вы не возглавляете региональный список «Единой России», хотя в партии состоите. Почему?
-- У нас беспартийное правительство. Мы набирали людей по профессиональным качествам и по чистоте биографии, чтобы не были замешаны ни в каких махинациях. Ну а если он единоросс, то это скорее плюс, чем минус. Грядущие выборы -- муниципальные, а губернатор -- это другая ветвь власти.
Отделения «Единой России» есть в Саратовской области, как и во всех регионах. У партии своя жизнь, у нее есть свои проекты, цели. Я, как член партии, их поддерживаю. И раз они не противоречат моим целям, я состою в «Единой России». Но выборы -- это принципиальный вопрос. Это акт добровольного волеизъявления граждан.
-- Как вы относитесь к идее назначения мэров крупных городов?
-- К выборности как таковой я отношусь положительно. Я положительно отношусь к выборам губернатора, мэра, потому что это самая демократичная форма. Правда, на сегодняшний день я, например, скорее, назначенный губернатор, чем выбранный. Если выбирать между прямыми выборами мэра и выборами его из числа депутатов, то первый вариант более демократичен. В Саратове законодательно реализован второй вариант. То есть всенародно избирается глава совета депутатов, затем совместная комиссия по контракту нанимает сити-менеджера или главу администрации.
Для властной вертикали лучше, конечно, всех назначать. Это полная отчетность, контроль, спокойная жизнь государственной власти, управляемость намного лучше. Но с демократией это не всегда совпадает. Я считаю, что мэров крупных городов нужно выбирать.
-- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с мэром Саратова Юрием Аксененко.
-- Он был мэром и добровольно сложил полномочия. В той политической ситуации, в которой он оказался, Аксененко выбрал правильное, взвешенное решение. До вступления в силу 131-го закона о местном самоуправлении он совмещал должности мэра и руководителя совета депутатов областного центра. Депутаты стали игнорировать решения, которые им предлагал председатель. Из-за этого по некоторым предвыборным вопросам он начал выпадать из правового поля, поскольку пропустил сроки принятия законов. И Аксененко решил оставить свой пост в мягкой форме, уйдя в отпуск.
-- Законодатели разрешили регионам плавно входить в закон о местном самоуправлении. Как это происходит в Саратовской области?
-- У нас закон будет вводиться постепенно в течение трех лет. 10 полномочий из 27, определенных федеральным законом, переданы на нижние уровни власти, обеспечены соответствующими финансами. Мы отдали освещение улиц, их благоустройство, меры первичной пожарной безопасности, ритуальные услуги. Прежде всего проблема в том, что отсутствует налоговая база поселения. Это вновь созданная структура, в которой посчитать налоги технически невозможно. Сейчас собственных бюджетов у поселений нет, они работают по смете.
Ситуация с местным самоуправлением осложняется еще и тем, что люди до сих пор путаются в уровнях власти. И пока не знают, кто за что отвечает, к кому идти, письма писать, вопросы на телевидении задавать. Мы стараемся максимально разъяснить все это.
-- Существует мнение, что отданный на откуп регионам 131-й закон разрывает правовое поле государства. Ведь все регионы проводят реформу с разной скоростью...
-- Закон введен одновременно на всей территории России, значит, правовое поле не нарушено. А то, что делают внутри региона, -- их личное дело. У всех субъектов федерации разные финансовые возможности. В некоторых уровень подушевого дохода отличается в десять раз. Богатые регионы могут обеспечить финансами все передаваемые полномочия, бедные платят только зарплату. Во многих регионах не зарегистрирована земля, которая является одним из основных источников налогов.
-- А вы довольны финансированием, предусмотренным на передаваемые полномочия?
-- В этом году мы доходную часть бюджета увеличили на 20%. Но бюджет пока дефицитный. На душу населения 12 тыс. руб. доход, это средний показатель по стране. Мы пытаемся запустить инвестиционную модель экономики, чтобы инвестиции составляли не менее 20% от валового регионального продукта. Это все губернаторы декларируют, я знаю. Все говорят: нужно привлечь инвестиции, создать привлекательный инвестиционный климат... У нас основные инвестиции идут в промышленные предприятия для того, чтобы они обеспечили свою конкурентоспособность. То есть предприятия вкладывают деньги в развитие своего бизнеса. Например, химическая промышленность у нас чувствует конкуренцию китайской продукции. Они стали вкладывать деньги в производство, модернизировать его, уменьшать энергоемкость товара, затраты живого труда.
Также мы активно инвестируем в жилье. На территории Саратовской области до весны прошлого года ипотеки не существовало. Шесть лет назад пытались запустить, она потерпела крах, деньги украли, жулики сбежали. Возникло мнение, что ипотеку придумали для чиновников. Людей простых приходится убеждать, что теперь их не обманут. У нас более 90% населения не может разово купить квартиру. Мы создали ипотечного оператора, выделили из бюджета деньги, в том числе на субсидирование кредитной ставки для бюджетников.
-- Практически все регионы просят у федерального центра дополнительное финансирование дорожного хозяйства. На какие деньги вы строите дороги в Саратовской области?
-- Мы в прошлом году выделили полмиллиарда рублей из регионального бюджета на строительство дорог. И еще выбили из федерального бюджета софинансирования на 350 млн руб. Дорожное строительство было разрушено злоупотреблениями, пришлось инициировать уголовное дело против министра дорожного строительства. После этого выяснили, кто умыкнул имущество, и попытались его вернуть владельцам. А потом обеспечили открытый конкурс на подряд в дорожном строительстве.
Первое, с чего нужно всегда начинать, -- навести элементарный порядок. Потом оптимизировать расходы, провести конкурсы. И если можно добавить бюджетных денег, это надо делать.
-- Федеральный центр в этом году установил предельный уровень рост оплаты ЖКХ в 20%. Многие регионы жалуются, что это ограничение окончательно разрушит их коммунальную систему...
-- Я отношусь к предельному уровню положительно. Я считаю, что на сегодняшний день ЖКХ -- крайне неэффективная отрасль, но нужно что-то делать. Так как здесь нельзя совершить качественный скачок за один год, государство правильно начало административно ограничивать рост тарифов, это заставит шевелиться коммунальные службы. Рост тарифов ограничили, нужно будет ограничивать объем затрат. Для меня, как губернатора, ЖКХ -- самый тяжелый вопрос.
Я считаю, чтобы запустить эффективный механизм работы жилищно-коммунального хозяйства, понадобится весь мой губернаторский срок. Сложность еще и в том, что ЖКХ многоступенчато, участников много, здесь абсолютная финансовая мутность и непрозрачность. К тому же отвечают за ЖКХ разные уровни власти. По-хорошему, коммунальное хозяйство -- дело муниципалитета, а не губернатора. Но в большинстве муниципалитетов настроения потребительские -- дайте нам деньги, мы их освоим, и все будет хорошо. Хочется им ответить: у вас же свой бюджет, зарабатывайте деньги, развивайте производство. Но у них основная задача состоит в том, чтобы в начале каждого года попытаться выбить себе побольше денег из центра. Это чистой воды социализм!
И еще сильны пораженческие настроения среди чиновников муниципалитетов. Страх, что если привлечь инвестора -- сам останешься без работы. Чиновник очень живуч, и его выкорчевать невозможно. Он стоит как у последней черты, ему некуда податься. А общество очень терпимо к подобным вещам. И сидеть на одной должности главе администрации больше пяти лет нет резона, он перестает что-либо делать.
-- Недавно в Приволжский федеральный округ был назначен новый полномочный представитель президента Александр Коновалов. Теперь полпреды также контролируют реализацию национальных проектов. Как у вас складываются с ним отношения?
-- Он мой начальник, я не могу своего начальника обсуждать. Но я могу сказать, что у нас партнерские и доверительные отношения. У него широкий кругозор, он очень эрудированный, достаточно быстро вошел в курс своей новой должности. Национальные проекты полпреды контролируют, а занимаются ими губернаторы. Из четырех проектов в Саратове очень хорошо пойдут "Здравоохранение" и "Доступное жилье". Сложная ситуация в сельском хозяйстве. А в образовании, на мой взгляд, проект не проработан. И как его реализовывать, не совсем ясно.
|