|
|
N°26, 15 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Звездный почерк
В Мадриде прошла ярмарка современного искусства ARCO
В конце прошлой недели король Испании Хуан Карлос и королева София открыли юбилейную, двадцать пятую международную ярмарку современного искусства ARCO. Участвовали 278 галерей из 33 стран мира. Имен художников около трех тысяч. Можно поздравить директора ARCO г-жу Розину Гомес-Баэца, возглавляющую ярмарку почти двадцать лет. Ей удалось изменить имидж Мадрида, до 80-х годов по известным причинам бывшего в стороне от современного артпроцесса, ныне же являющегося одним из центров contemporary art.
Команду журналистов из многих стран мира пригласил Турэспанья (Turespana), государственный секретариат по торговле, туризму и бизнесу при министерстве экономики Испании. Главная радость -- возможность общения с коллегами -- критиками из разных стран мира, а также главными в Испании рулевыми художественного процесса: директорами музеев, кураторами, меценатами. Мы поселились в модной гостинице под названием Puerta America. Гостиница -- артпроект, который помог нам полноценно ощутить специфику ярмарочной презентации современного искусства. Создана гостиница лучшими архитекторами мира по принципу: один этаж -- один авторский стиль. На каждом этаже узнается звездный почерк того или иного мастера: плазменные вихри -- Заха Хадид, конструктивизм -- Арата Исодзаки. Однако все вместе оставляет впечатление как раз выставки-ярмарки известных брендов. Рекламная акция замещает полноценный образ, потому возникают забавные несуразности. Вот этаж Рона Арада. Идем по волнообразному коридору. Открываем вздутую дверь и заходим в номер. Круглое пространство течет, огибая складки пластиковой мембраны в центре комнаты. Завернул за угол -- стол, еще поворот -- круглая (!) кровать, еще шаг -- раковина, еще -- унитаз. Еще шаг -- и снова входная дверь. И так все вертится каруселью. И ни перегородок, ни ширм -- все перетекает, все отражается в кривых зеркалах. И если ты захочешь принять пищу, а сосед -- совсем наоборот, то запахи и звуки придется делить в круглой комнате на двоих. Зато технически все сделано -- не придерешься. Как у Райкина-старшего: «К пуговицам претензии есть? -- К пуговицам нет. Пришиты насмерть. Не оторвешь».
Подобное же добросовестное, но легкомысленное тиражирование звездных почерков определило множество представленных импозантными европейскими галереями проектов ARCO. С коллегой Андреем Ковалевым мы сделали занятное открытие. Сегодня рынок активно присваивает себе самые радикальные достижения, сделанные в расчете на профессиональные территории искусства, и только на них. Не так давно англичане братья Чэпмены эпатировали публику страшными натуроподобными скульптурами с монстрами, растерзанными войной солдатами (по мотивам Гойи), мутантами. Столь же страшны своим веризмом работы Рона Мьюика. На предпоследней Венецианской биеннале в павильоне Австрии поселилась силиконовая семья Патриции Пиччинини -- физиологичные до потных пор люди-мутанты, обустраивающие после экологической катастрофы свой бесхитростный (оттого еще более жуткий) быт. ARCO предъявила новый тренд: теперь десятки галерей торгуют пластиковыми монстрами -- ужасными, искалеченными, растерзанными. Их делают эпигоны Чэпменов и Пиччинини. Эта боль хорошо продается, потому что совсем не чувствуется, не мыслится. Пародией на такой претенциозный псевдочэпменовский физиологизм стала представленная амстердамской галереей Torch скульптурная группа голландца Грунендийка из двух обнимающихся голубых обезьян. Очень натуралистичных, трогательных и в пику моде обаятельных.
Другая заинтриговавшая область артрынка -- видео-арт. В черные комнаты вмонтированы какие-то суперсложные конструкции, наподобие аппаратов чокнутых изобретателей из фильмов Тима Бертона. Они искрят, мигают, пыхают и жужжат, а на экран проецируют всего лишь скринсейверские заставки с пульсирующими лентами и пятнами. Осмысленнее этого может быть только спаренный с гостиной веселый красный унитаз Рона Арада.
Однако в адаптации рынком сложных форм арткоммуникации содержится и позитивная идея великой востребованности современного искусства обществом. Это замечательно. Другим подтверждением любви к искусству и престижа ярмарки ARCO стало большое количество галерей, торгующих классикой XX века. Гуляя по залу, можно встретить творения всех -- от Пикассо, Ласло Моголи-Надя, Хуана Гриса, Ханса Арпа, Франсиса Пикабиа до Дэвида Хокни, Тони Крэгга, Франка Стелы, Джилберта-и-Джорджа, Ромера-и-Ромера... Особо интересны стенды с русским авангардом. Барселонская галерея Мануила Барби наполовину наполнена работами Ивана Пуни, Эль Лисицкого, Любови Поповой. Насколько убеждает провенанс (происхождение) -- понять трудно. Цена в пределах одного миллиона евро. Специальным гостем основной программы была Австрия. Отрадно, что добрый друг ярмарки «Арт-Москва» галерист из Вены Ханс Кнолль привез работы наших соотечественников -- групп АЕС и «Синие носы». Понравившийся всем после Московской биеннале видео-арт с проекцией голеньких «носов» на дне упаковочной коробки можно было приобрести по цене 4 тыс. евро за штуку. Из русских галерей в основную программу попала Stella Art с известными художниками, от Челушкина до Монастырского, плюс восходящие звездочки галереи (Александра Паперно).
Помимо основного раздела ярмарки были созданы еще несколько, программы которых отбирали международные кураторы. Эти разделы мне понравились больше. Они ориентированы на молодое искусство, на поддержку артдвижения в развивающихся странах (например, в Чили). Претенциозная бессмыслица в этом секторе ярмарки раздражает не так сильно. Шестнадцать испанских проектов в разных жанрах (от инсталляции до видео) выбрала сокуратор последней Венецианской биеннале Мария де Коррал. Очень вдохновили работы, отобранные кураторами Агустином Перезом Рубио (директор Музея современного искусства провинции Леон-Кастилья) и Октавио Зайа, в так называемые «Проектные комнаты» -- искусство экспериментальное, молодое, открытое к диалогу, свободное от диктатуры брендов и «звездного почерка». Лучшей инсталляцией в разделе считаю кинетический объект тридцатичетырехлетнего бельгийца Криса Влизовера (Vleeschouwer) «Действия со стеклом» (галерея Annie Gentils, Антверпен). Колоссальные стеллажи в пять рядов уставлены бутылками и банками. Сзади них и сбоку ездит арматура, управляемая компьютером. По ведомой одному электронному мозгу логике (когда в памяти актуализируется число с нулями на конце) арматура на дюйм подвигает выбранные в данный момент ряды бутылок. Потом опять ползет вверх-вниз. В какой-то момент (раз в десять минут) очередная подвинутая ей партия летит на пол и звонко разбивается вдребезги. Вот вам и запрограммированный фатализм и саспенс не хуже хичкоковского. Самое жуткое -- ждать, смотреть на стеллажи и панически бояться, чувствуя свое абсолютное бессилие перед безжалостной, мертвой логикой машины. Стоит эта инсталляция 45 тыс. евро и украсила бы любой музей молодого contemporary art, ГЦСИ в том числе.
Внутри этих «молодых» разделов отлично смотрелись работы приглашенных разными кураторами (в число коих входил и признанный среди лучших экспертов мира Виктор Мизиано) российских галерей. В программе «Городской ландшафт» (выбор Мизиано) участвовали галереи «Айдан», Гельмана, подающая надежды RuArts. Представлены отличные художники молодого поколения, от Андрея Бартенева и Алексея Каллимы до Ростана Тавасиева. А в раздел «Молодежная культура» пригласили галерею «Риджина». И в первый же день работы ARCO галерее удалось продать две картины художницы Наташи Стручковой по цене 10 и 15 тыс. евро. Нам есть чем гордиться!
Сергей ХАЧАТУРОВ, Мадрид