|
|
N°25, 14 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поездам не хватает ледоколов
Железнодорожников подвели порты и непогода
Движение грузовых поездов в Краснодарском крае фактически парализовано. По состоянию на вчерашний день в пробках застряло более двухсот составов. Очевидно, с проблемой не удастся справиться раньше, чем с Черноморского побережья отступят холода и снегопады: непогода резко затормозила обработку грузов во всех южнороссийских портах.
Тупики и запасные пути до отказа забиты неразгруженными составами. По приблизительным оценкам, на подходах к Новороссийску, Туапсе, Ейску, Темрюку скопилось уже около 11 тыс. вагонов. Причем всю прошлую неделю их количество только возрастало.
Самое интересное, что прежний начальник Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) Александр Богатырев несколько лет назад был снят со своей должности как раз за пробки на дорогах. Правда, тогда они образовались летом: на подходах в Новороссийскому и Туапсинскому портам скопилось более 5000 груженых вагонов, и в этом были виноваты как раз северокавказские железнодорожники. Чашу терпения министра путей сообщения переполнило письмо от владельцев одного из армавирских карьеров. Карьер отгрузил состав щебня в соседнюю Анапу (от Армавира до Анапы менее 300 километров), куда вагоны дошли только спустя два месяца. Впрочем, сегодняшнему главе СКЖД Владимиру Воробьеву на этот счет волноваться, наверное, не стоит. У нынешних пробок есть вполне объективные причины: Азовское море, к примеру, в некоторых местах промерзло до дна. "Малейшее обледенение, ветер, минусовая температура полностью перечеркивают всю нашу работу», -- сетует замначальника службы перевозок СКЖД Сергей Багров. Кроме того, в теплолюбивой Азово-Черноморской акватории катастрофически не хватает ледоколов. Держать их про запас невыгодно: нынешние холода, по общему признанию, аномальные, и уже в следующем году, вполне вероятно, на ледоколы не будет такого спроса, как сейчас.
Впрочем, кое-какие меры на будущее железнодорожники все же предпринять хотят. Речь идет о совместных с портовиками вложениях в развитие транспортной инфраструктуры в районе Новороссийска и Туапсе. Эти направления и раньше считались на СКЖД узкими, и в их расшивку только за последние годы было направлено более 1 млрд руб. инвестиций. Однако вместе с инфраструктурой все эти годы на южном направлении рос и грузопоток. В результате, как только ударили серьезные морозы, у дороги не оказалось необходимого запаса прочности: в припортовых районах начались сбои. Сейчас на подходах к Новороссийску и Туапсе застряли составы с зерном, удобрениями, металлами, нефтепродуктами, лесом. Кроме того, железнодорожники вынуждены ограничивать прием новых грузов в адрес азово-черноморских портов и вместе с грузоотправителями, естественно, нести колоссальные убытки.
Тем временем едва ли не все специалисты службы перевозок СКЖД перешли на круглосуточный режим работы, однако пока это позволило лишь не допустить сбоев в графике движения пассажирских поездов. Что касается грузовых составов, то даже когда погода нормализуется, на ликвидацию возникшей пробки потребуется не менее десяти дней.
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону