|
|
N°17, 02 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Станционный смотритель
Россия хочет защищать свое небо без помощи Украины
Недалеко то время, когда у Украины будет выбит, наверное, последний рычаг хоть какого-то реального воздействия на Россию. Вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов на днях заявил, что российское военное ведомство сможет отказаться от радиолокационных станций (РЛС) «Днепр» системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), установленных еще при СССР в Севастополе и Мукачеве (Закарпатье). Поводом для столь решительного заявления Сергея Иванова послужило его посещение новой станции в поселке Лехтуси в Ленинградской области.
Это головная РЛС нового поколения. Она получила название станции высокой заводской готовности (ВЗГ). Такое наименование объясняется тем, что отдельные блоки аппаратуры комплектуются, собираются в контейнеры, модули и макромодули на предприятиях оборонки, и на месте развертывания достаточно просто собрать их в единое целое. Еще одно весомое достоинство новой РЛС -- ее тактико-технические характеристики можно быстро нарастить, поменяв соответствующие модули. По утверждениям разработчиков, для развертывания станции требуется «минимально подготовленная площадка». Новые радары можно использовать в системе как противоракетной, так и противовоздушной обороны.
Развертывание новой РЛС именно в Ленинградской области объясняется тем, что это направление недостаточно прикрыто -- в том смысле, что нет достаточного радиолокационного поля. "Прореха" в небе получилась вследствие того, что семь лет назад была закрыта работавшая на Россию РЛС близ латвийского поселка Скрунда. Засечка старта межконтинентальных баллистических ракет стала затруднительной. Хотя на северо-западе, признал министр обороны, вероятность применения оперативно-тактических, тактических и крылатых ракет крайне мала, однако на юге -- «очень вероятна».
Поэтому в планах военного ведомства -- развертывание новой станции СПРН дециметрового диапазона на юге России. За этим последует отказ и от других станций на территории стран СНГ. Имеются в виду РЛС в Казахстане (Балхаш), Азербайджане (Габала) и Белоруссии (Барановичи). Все они эксплуатируются уже по три десятка лет. В течение всего этого времени их конструкция не претерпевала изменений. Правда, сроки отказа от этих станций пока не определены.
Преимущества новых станций, да к тому же на российской территории, очевидны. На создание РЛС в Лехтуси потребовалось 2,9 млрд руб., стоимость серийного образца не превысит 1,5 млрд, в то время как каждый из «Днепров» тянул на 4,9 млрд руб., а «Дарьял» в Азербайджане обошелся вообще в 19,8 млрдруб. Названные последними станции потребляют мощность соответственно 2 и 50 МВт, РЛС в Лехтуси -- всего 0,7 МВт. Численность персонала «Днепра» 39 человек, «Дарьяла» -- 83, новой станции -- 15 человек. На создание старых радаров уходило от пяти до девяти лет, ленинградскую же станцию построили за полтора года. Дальность обзора -- около 5 тыс. км против 6 тыс. в Габале.
«Мы сделаем все возможное, -- сказал Сергей Иванов, -- чтобы система предупреждения о ракетном нападении эффективно функционировала при любых условиях, а радиолокационное поле не имело прорех ни на одном стратегическом воздушно-космическом направлении». Есть все основания полагать, что так оно и будет. Усилия к восстановлению прохудившегося в последние годы радиолокационного поля прилагают не только Космические войска (куда входит СПРН), но и ВВС (куда входят силы ПВО). Недавно авиационный главком, генерал армии Владимир Михайлов пояснил «Времени новостей», что исполняется «программа разведки и контроля воздушного пространства», которую разрабатывали пять лет. Установлено девять новых РЛС «Лира-Т» на Дальнем Востоке. Радиолокационное поле будет улучшаться и дальше, но уже за счет загоризонтных РЛС. С их помощью российская ПВО сможет заглядывать и за пределы страны. Пока есть одна экспериментальная загоризонтная станция, результаты ее работы впечатляют. Таких РЛС будет несколько.
РЛС в Лехтуси, пообещал командующий Космическим войсками генерал-полковник Владимир Поповкин, уже в конце этого года будет поставлена на опытно-боевое дежурство, а в 2007 году -- на полноценное боевое.
Николай ПОРОСКОВ