|
|
N°17, 02 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Анатолий Антонов: Принципиально важно предотвратить попадание ОМУ в руки террористов
Нераспространение оружия массового уничтожения (ОМУ) -- один из приоритетов предстоящего в нынешнем году в Санкт-Петербурге саммита «Группы восьми», где ныне председательствует Россия. Об этом спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказал директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России Анатолий АНТОНОВ.
-- Документы «восьмерки» по нераспространению, принятые в Си-Айленде (2004) и Глениглсе (2005), затрагивающие использование в мирных целях чувствительных ядерных технологий (ЧЯТ), порой воспринимаются третьим миром как намеренное отстранение его от достижений цивилизации. Как избежать обид?
-- Необходимы политические и экономические условия, снимающие стимулы неядерных государств к обладанию ЧЯТ. Речь о выработке многосторонних подходов к ядерному топливному циклу, гарантировавших бы доступ к услугам в этой области неядерных стран, добровольно отказавшихся от создания собственного полного ядерного топливного цикла. Но принципиально важно предотвратить попадание ОМУ в руки террористов.
-- К этому призывает резолюция Совбеза ООН №1540, принятая в апреле 2004 года. Как она реализуется?
-- Наш приоритет -- выполнение ее положений в полном объеме всеми государствами. В этих целях создан Комитет 1540. Пока он анализирует национальные доклады, представленные 124 странами, дополнительную информацию 40 государств. Многое предстоит еще сделать, и мы за продление Совбезом мандата Комитета 1540.
-- Актуален ли Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)? Ведь конференция 2005 года по этому договору так и не смогла принять консенсусный итоговый документ. При этом ядерные демарши Пхеньяна и Тегерана выступают как заметная всему миру «антиреклама» этого договора...
-- ДНЯО -- незаменимый компонент обеспечения международной безопасности и стабильности. Обзорная конференция это подтвердила, хотя и не смогла выйти на конкретные рекомендации по дальнейшему укреплению ДНЯО. Но подтверждено главное -- новые вызовы и угрозы режиму нераспространения могут и должны быть устранены на основе ДНЯО.
Урегулирование ситуации вокруг ядерных программ Ирана и КНДР остается в повестке дня «Группы восьми». Мы продолжим поиск общих подходов к их урегулированию политико-дипломатическими методами. Задействуем Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) для выхода на такое взаимоприемлемое решение по Ирану, которое, с одной стороны, позволило бы Тегерану развивать ядерную энергетику, а с другой -- обеспечило бы уверенность в исключительно мирной направленности его ядерной программы. Решение корейской ядерной проблемы предполагает возврат КНДР в ДНЯО, возобновление там инспекций МАГАТЭ, вывод КНДР из международной изоляции, оказание ей масштабной экономической помощи. Эффективный механизм поиска такого решения -- шестисторонние переговоры (в них участвуют Китай, США, Россия, Япония и обе Кореи. -- Ред.).
-- Какова судьба Консультативного комитета по гарантиям и проверке, созданного советом управляющих МАГАТЭ по инициативе саммита «восьмерки» в Си-Айленде?
-- Сейчас для комитета определяется круг вопросов: он не должен дублировать существующие контролирующие структуры агентства. Комитет мог бы содействовать выполнению резолюции Совбеза №1540, совершенствованию механизма гарантий, универсализации применения Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ. Этот эффективный инструмент обеспечения прозрачности национальных ядерных программ пока действует в 71 стране. В 2005 году «Группа восьми» призвала неприсоединившиеся государства форсировать процесс. В этом году продолжится универсализация Дополнительного протокола.
-- Укрепляется ли контроль за ядерным экспортом?
-- По инициативе «восьмерки» Группа ядерных поставщиков усиливает контроль передачи ЧЯТ (обогащение урана и химическая переработка отработавшего ядерного топлива. -- Ред.), вырабатывает критерии их поставки. Ведь ЧЯТ могут использоваться и для создания ядерного оружия. Мы продолжим в «Группе восьми» эту работу. На период согласования в многостороннем формате правил передачи ЧЯТ «восьмерка» проводит принятую на Си-Айленде и подтвержденную в Глениглсе «стратегию сдержанности». То есть члены «Группы восьми» не начнут новых инициатив по передаче ЧЯТ странам, их не имеющим.
-- А как же гарантированный доступ к «мирному атому» для неядерных стран, отказавшихся от ядерного топливного цикла?
-- Год назад МАГАТЭ опубликовало доклад Группы экспертов по многосторонним подходам, предлагающий механизм помощи странам с «умеренными» энергетическими потребностями в развитии ядерной энергетики без дорогостоящего полного ядерного топливного цикла. Конкретное наполнение идей доклада прорабатывается. Учитывая энергетическую направленность председательства России в «Группе восьми», продолжим эту работу в рамках форума.
-- Как быть с Индией -- она не участвует в ДНЯО и потому не имеет доступа к мирным атомным технологиям?
-- Игнорировать энергетические потребности стремительно развивающейся Индии с хорошим «нераспространенческим послужным списком» нельзя. Здесь уместно исключение из правил -- но не новые нормы, чреватые размыванием режима нераспространения.
-- Что мы планируем делать в рамках «восьмерки» для противодействия биологическим угрозам?
-- Приоритет председательства России в «Группе восьми» -- борьба с инфекционными заболеваниями. Из числа же нераспространенческих проблем в наших планах совместная инвентаризация международных форумов и механизмов, предпринимаемых в их рамках усилий по обеспечению биобезопасности. Готовим проведение в этом году обзорной конференции по Конвенции о запрещении биологического оружия.
|