|
|
N°16, 01 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Президент дал надежду Дальнему Востоку и Северному Кавказу»
Корреспондент "Времени новостей" Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА решила узнать мнения политиков и политологов о том, зачем нужны ежегодные пресс-конференции главы государства и что особенно важного сказал президент Владимир Путин на сей раз.
Владимир КАТРЕНКО, вице-спикер Госдумы, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия»:
-- Президент подтвердил, что Дальний Восток и Северный Кавказ являются приоритетными территориями для федеральной государственной власти России. И это очень важно для этих регионов, поскольку внушает надежду, что выделенные на 2006 год значительные ресурсы для решения самых насущных задач самых проблемных территорий будут использованы по назначению и дадут реальный результат. Рост экономики, развитие инфраструктуры, создание дополнительных рабочих мест на Северном Кавказе -- это те цели, ради которых и стоит вкладывать значительные средства. Именно к этим решениям и призывали члены комиссии Госдумы по проблемам Северного Кавказа.
Президент назвал четыре приоритетных национальных проекта не панацеей от всех бед, но импульсом, сигналом для активизации работы в этом и других направлениях. Это очень важное замечание, поскольку не дает шансов ограничивать деятельность названными проектами. Важно и то, что президент не преуменьшает опасности разбазаривания и даже простого расхищения выделенных на осуществление национальных проектов средств. Но он и не преувеличивает эту опасность, поскольку контроль за расходованием средствам возложен на правительство, Общественную палату и депутатов законодательных собраний разных уровней. Это должно стать надежной гарантией положительных результатов.
Сергей ГЛАЗЬЕВ, сопредседатель фракции «Родина» (народно-патриотический союз)»:
-- Подобные пресс-конференции важны. Это возможность узнать из первых уст, что думает глава государства по актуальным проблемам. И главе государства полезно узнать, что интересует прессу. Хотел бы отметить высказывание президента о том, что инфляция в стране была бы выше при отсутствии стабилизационного фонда. К сожалению, Путин повторяет некомпетентные рассуждения своих министров Кудрина и Грефа, которые, видимо, не понимают, что инфляция -- это многофакторное явление, на которое влияет большое количество причин. В нашей сегодняшней ситуации главным фактором инфляции являются злоупотребления монополистов, которые постоянно взвинчивают цены. При этом главным монополистом является само государства, которое систематически поднимает цены на природный газ, тепло, электроэнергию, транспортные перевозки. В результате инфляция раскручивается по всем технологическим цепочкам. Инфляция зависит не только от прироста денежной массы, но и от скорости денег в обращении, количества производимых товаров, инфляционных ожиданий населения, склонности граждан к сбережениям.
Мы недавно провели расчет, какие были бы цены, если бы на московских рынках была бы добросовестная конкуренция. Мы можем показать, что из-за злоупотребления монопольным положениям на рынке и вследствие криминализации рынков цены на ключевые продовольственные товары в целом в три раза выше цен добросовестной конкуренции.
Иван МЕЛЬНИКОВ, первый заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы:
-- Во время пресс-конференции президента я не услышал ничего особенно нового, однако кое-что все-таки можно выделить. Среди того, что запомнилось как позитивное, -- это блок ответов на вопросы, касающиеся внешней политики. Эти ответы -- и по поводу приоритетов участия в «восьмерке», и по Грузии, и особенно относительно английских дипломатов -- были сформулированы исходя из разумных патриотических позиций.
К сожалению, разговор со СМИ сбился на частности, никто из журналистов не пытался поднять серьезные дискуссионные темы. Была единственная попытка, которая касалась «мешающих денег». И здесь сожаление вызывает не изменяющаяся позиция президента относительно стабфонда и накопленных экономических резервов. Ничего не было сказано о планах по инвестициям в отечественное производство, по развитию реального сектора экономики. Я убежден, это самый острый вопрос сегодня. Я готов согласиться с Путиным, что позитивная разница между состоянием страны в 1999 году и в 2006 году есть. Но одновременно нужно понимать, что сегодняшнее состояние -- шаткое, такая стабильность -- мнимая. И если концентрироваться только на экономических реформах в естественных монополиях, совершенно не думая о приоритетных отраслях производства, о создании конкурентоспособных отечественных продуктов, -- любая экономика окажется зависимой и бесперспективной.
Запомнились еще два момента. Первый -- относительно «военной полиции в армии». Насколько я знаю, такой опыт есть в некоторых странах и любую идею нужно обсуждать, пока творится беспредел, подобный произошедшему в Челябинске. В то же время странно, почему Верховный главнокомандующий не показал понимания, что трагедии в армии связаны и с той моральной атмосферой, которая царит в вооруженных силах, и с теми бедственными условиями, в которых служат сегодня молодые люди и находится армия в целом. Снова разговор шел о борьбе только со следствиями, а не с причинами.
Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
-- Вопрос не в новизне информации. Хотя Путин не сам задавал себе вопросы, в итоге он все-таки сумел выстроить систему сегодняшнего представления о приоритетах России. Это, на мой взгляд, крайне важно. Также важно, что все-таки была явная сфокусированность на внутренних проблемах развития страны. На мой взгляд, очень четко президент обозначил экономические приоритеты. Меня даже поразила детальность, с которой он в курсе тех социальных проектов, которые реализуются. Также приятно, что Владимир Владимирович взялся развеять целый ряд мифов, которые гуляют по стране. Например, миф о том, что он пойдет работать в "Газпром". Я обратил внимание на то, что Путин четко прояснил ситуацию вокруг автомобильной промышленности: речь идет не о национализации, а о том, что бизнес-структуры пытаются спасти российский автопром. Кроме того, в целом ряде вопросов Владимир Владимирович прослеживал демократические устремления России. Это вопросы по гражданскому контролю, неправительственным организациям, свободе СМИ, которую надо поддерживать, и одновременно о саморегуляции журналистского сообщества и этических нормах, которые должны соблюдаться.
Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
-- Я думаю, что эта пресс-конференция была важна как определенная презентация российского президента в качестве председательствующего на встрече «большой восьмерки». Для членства в «большой восьмерке» есть некоторые критерии: это должна быть страна с сильной рыночной экономикой, при этом свободная и демократическая. Соответственно, Путину нужно было создать образ страны, которая соответствует критериям членства в «большой восьмерке». Как раз когда Россия стала председателем в «большой восьмерке», это совпало с усилением критики российского режима. Причем критика идет как раз по значимым направлениям -- огосударствление экономики и отказ от рыночного развития, а также нарушения свобод и демократии. По вопросу об огосударствлении Путин очень четко отстранился от этой идеи. Так же и по демократии. Когда Путин говорил о неправительственных организациях, он подчеркнул важность их работы. Достаточно четко президент отказался солидаризироваться с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, который является одиозной фигурой для Запада. По сути пресс-конференция стала ответом Путина тем рыночникам, которые считают, что он плохой рыночник и плохой демократ.
|