|
|
N°16, 01 февраля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приватизированные чиновники
Бывшего замминистра финансов Германии Кайо Кох-Везера подозревают в коррупции
Покидающие свои посты немецкие правительственные чиновники все чаще становятся объектами общественного недовольства. До сих пор многие политики в Германии резко критиковали бывшего канцлера Герхарда Шредера за то, что он согласился возглавить комитет акционеров российско-германской компании по строительству Северо-Европейского газопровода North European Gas Pipeline Company, подконтрольной «Газпрому». Следующим «приватизировавшимся» госслужащим стал прежний министр экономики Баварии Отто Висхой, перешедший работать в правление Bahn AG -- Управления железных дорог. В обоих случаях подчеркивалось, что подобное недопустимо хотя бы с точки зрения этики. Ведь экс-канцлер приложил немало личных усилий для подписания договора о строительстве Северо-Европейского газопровода, а бывший баварский министр был одним из основных разработчиков реформы немецкой железной дороги.
Герой нового скандала -- хорошо известный российским властям Кайо Кох-Везер, занимавший до недавнего времени пост заместителя министра финансов ФРГ. Покинув госслужбу после парламентских выборов, он перешел в правление Deutsche Bank. Активным участником дискуссии вокруг г-на Кох-Везера стало само федеральное министерство финансов в Берлине. «Министерство проводит должностное юридическое расследование», -- заявили «Времени новостей» в минфине Германии, отказавшись что-либо конкретизировать.
Правомерность и допустимость перехода г-на Кох-Везера в правление Deutsche Bank подвергаются сомнению главным образом в связи с тем, что он был в 2004 году в числе главных инициаторов продажи частным инвесторам части российского внешнего долга Германии по линии Парижского клуба. Как известно, без согласования с российскими властями немцы тогда разместили облигации специально созданной компании Aries, обеспеченные платежами России по внешнему долгу. Москва настойчиво просила немецкий минфин этого не делать, но просьбы не были услышаны. Организацией сделки занимались группа государственных банков KfW, а также частные инвестбанки Goldman Sachs и Deutsche Bank. В результате немецкий бюджет получил 5 млрд евро, однако, по оценке федеральной счетной палаты, сделка оказалась невыгодной, и казна впоследствии потеряла из-за нее 1,2 млрд евро. Правда, само министерство финансов в Берлине не согласилось с такой критикой.
Теперь же Transparancy International, международная организация, занимающаяся анализом уровня коррупции в различных странах мира, обвинила г-на Кох-Везера в том, что заказ на продажу российских долгов был передан им в Deutsche Bank без конкурсного рассмотрения возможных предложений иных банков. По мнению франкфуртского прокурора Вольфганга Шаупенштайнера, уже только это обстоятельство может составлять основу для юридического запрета г-ну Кох-Везеру занимать пост члена правления Deutsche Bank.
Более того, прокурор заявил Der Spiegel: «Как раз тут-то и напрашивается вывод о продажности». По существующему в Германии законодательству в части регламентации деятельности госслужащих федеральный Минфин должен был, как считает журнал, запретить деятельность г-на Кох-Везера в Deutsche Bank, если налицо опасения, что «тем самым будет нанесен ущерб государственным интересам». Ведь именно когда Кох-Везер был заместителем министра, в Deutsche Bank была утверждена новая структура управления, вызвавшая немало кривотолков и споров.
Deutsche Bank еще официально не высказывался по персональному назначению г-на Кох-Везера. И наконец, пишет Der Spiegel, до сих пор служба надзора за деятельностью банков при минфине не предоставляла франкфуртской прокуратуре обличающие документы против главы Deutsche Bank Рольфа Бройера, теперь же, после ухода г-на Кох-Везера, «в ходе обыска в помещениях ведомства необходимая документация была предоставлена».
Нынешний скандал не первая карьерная неудача Кайо Кох-Везера. В 2000 году Германия номинировала его на пост директора-распорядителя Международного валютного фонда, но целый ряд влиятельных акционеров МВФ заблокировали эту кандидатуру. Тогда Кох-Везер явно не располагал достаточным международным авторитетом, чтобы заменить во главе фонда Мишеля Камдессю. В результате немецкие власти предложили на этот пост Хорста Келера, который после работы в МВФ, как известно, был избран федеральным президентом Германии.
Юрий ШПАКОВ, Берлин