|
|
N°15, 31 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глобализация военной промышленности
В соответствии с поручением президента Министерство промышленности и энергетики разработало и в октябре прошлого года внесло на рассмотрение правительства законопроект о регулировании участия иностранного капитала в стратегических отраслях промышленности.
Основная направленность документа -- запретительная: по мере возможности воспрепятствовать проникновению иностранного капитала в оборонные отрасли. Меж тем развитые страны движутся ровно в противоположном направлении. К примеру, США в последние годы заметно либерализовали свой рынок вооружений.
Инициатором такой либерализации сегодня выступает само министерство обороны. Ему не выгодна монополизация внутреннего рынка местными производителями.
Заместитель военного министра США по закупкам, технологиям и логистике Кеннет Криг так формулирует позицию своего ведомства: «Наша работа состоит в том, чтобы американский солдат получал все самое лучшее. Значит, мы должны за оптимальную цену приобретать продукцию у самых лучших поставщиков. И искать этих поставщиков надо везде, где только можно. Ведь США отнюдь не являются родиной всех инноваций».
Не только в России, но и в Америке закупки оружия за рубежом, допуск иностранного капитала в военную промышленность встречают сопротивление. Однако военное ведомство США гнет свою линию. Оно провело тщательные исследования и пришло к выводу: преимущества, которые дает либерализация политики в области вооружений, значительно перевешивают риски.
В 1999 году влиятельный научный совет по обороне, консультативный орган при министре обороны, в докладе по проблеме глобализации и безопасности отметил, что ввиду растущей коммерциализации военного производства практически невозможно предотвратить распространение технологий, пригодных для использования в военных целях. Поэтому США должны принципиально по-новому подойти к проблеме сохранения военного превосходства в мире -- усилия следует сконцентрировать не на защите своих технологий, а на поддержании и развитии потенциала, который позволит Америке наращивать в долгосрочной перспективе это превосходство.
Надо сказать, что проблема глобализации стала актуальной для США и других развитых стран сравнительно недавно. В годы «холодной войны» оборонная промышленность была настолько важна для национальной безопасности государств Запада, что они не решались подставлять ее суровым ветрам свободного рынка. Однако после падения Берлинской стены военным фирмам пришлось начать постепенно, причем чем дальше, тем решительнее, встраиваться, как обычным компаниям, в глобальную экономику. Этому, как уже отмечалось, способствовало быстрое и все ускоряющееся стирание границ между военными и гражданскими. А последние разрабатываются и осваиваются фирмами, работающими, как правило, на глобальном уровне.
Разумеется, глобализация, т. е. выход национальных военно-промышленных компаний на мировой уровень, была бы невозможна, если бы им не оказывали всемерное содействие собственные правительства. Выражалось оно прежде всего в том, что в западных странах власти в какой-то момент вплотную занялись приватизацией оборонной промышленности.
Но сама по себе она вряд ли решила бы все проблемы. Одна из главных состоит в том, что военное и гражданское производства традиционно использовали и во многих странах продолжают использовать разные стандарты и спецификации. Меж тем общее рыночное пространство требует, чтобы все эти параметры были совместными и не зависели от характера производимой продукции.
И тут снова инициативу взял на себя Пентагон. 29 июня 1994 года министр обороны Уильям Перри выпустил директиву, предписывающую всем видам вооруженных сил при закупке военной продукции и разработке новых систем оружия в обязательном порядке использовать коммерческие технические характеристики, спецификации и стандарты. Отступать от этого правила разрешалось только с санкции министра обороны.
Появлению этой директивы предшествовали тщательные исследования, которые показали, что использование коммерческих компонентов снижает стоимость систем оружия минимум в два, а в отдельных случаях в восемь раз, при сопоставимой или большей надежности. Более того, закупка сертифицированных коммерческих компонентов «с полки» позволяет Пентагону вводить в строй электронные системы существенно (2--5 раз) быстрее.
Военно-промышленная глобализация находится еще на начальной стадии своего развития. Но важно, что Запад в полной мере осознал ее необходимость и неизбежность. Россия скоро останется единственной страной в мире, которая стремится самостоятельно обеспечивать свои вооруженные силы всем необходимым. Сейчас российские власти, ссылаясь обычно на опыт Запада, активно продвигают программу создания оборонно-промышленных холдингов. При этом они умалчивают о том, что там реструктуризация и укрупнение проводились отнюдь не путем примитивного слияния различных компаний в крупные корпорации, а в основном за счет «сброса» одними компаниями своих оборонных подразделений, то есть ухода из оборонного бизнеса, и покупки этих подразделений другими компаниями. Причем практически все эти операции носили чисто рыночный характер. Между тем наши холдинги образуются как раз за счет враждебных слияний, когда одни компании насильственно поглощают другие, используя административный ресурс.
Что можно было бы предложить взамен? Прежде всего необходимо решительно разделить ОПК на две части. Те предприятия, интеграция которых в гражданскую экономику невозможна или сильно затруднена (производители ракетного вооружения, танков, артиллерийских систем, боеприпасов и т.п.), следует передать в собственность и на полное содержание Министерства обороны. Все остальные предприятия оборонной промышленности (авиакосмические, средств связи, радиоэлектроники и другие) должны функционировать в соответствии с законами рыночной экономики без вмешательства государства.
Базой для производства вооружения в России должна стать в первую очередь высокотехнологичная гражданская экономика.
Виталий ШЛЫКОВ