|
|
N°15, 31 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кандидаты не котируются
«Газпрому» пока не удается найти трех независимых директоров
Завтра совет директоров «Газпрома» должен назначить годовое собрание акционеров компании на 30 июня, утвердить еще не готовый список кандидатов в новый состав совета директоров компании и одобрить старую версию бюджета компании на 2006 год. Самым интригующим пунктом повестки первого в этом году заседания совета директоров «Газпрома» обещает стать утверждение перечня претендентов на 11 кресел директоров концерна. Вчера вышел срок выдвижения кандидатов акционерами, которые владеют свыше 2% акций монополии. В «Газпроме» отказались раскрыть окончательный список, который будет представлен на завтрашнее заседание. По информации «Времени новостей», он еще не сформирован и членам совета директоров его раздадут непосредственно перед рассмотрением вопроса. В компании сейчас ломают голову над тем, как выполнить требования бирж РТС и ММВБ для включения акций «Газпрома» в котировальный лист А1. Как известно, для этого необходимо иметь трех независимых директоров. Найти столько проходных и вместе с тем лояльных менеджменту «независимых» кандидатов в директора в концерне пока, судя по всему, не смогли. К тому же вполне устраивающий менеджмент концерна в этом качестве Борис Федоров публично заявил, что не намерен баллотироваться в совет в очередной раз.
В связи с либерализацией рынка акций «Газпром» получил возможность стать полноценным участником фондового рынка. Без прохождения листинга на ведущих площадках (сейчас он торгуется на РТС и ММВБ вне списка) эта процедура выглядела бы неполной. Самая дорогая российская бумага, очевидно, должна попасть в самый престижный котировальный лист А1. Однако пока «Газпром» не соответствует основному из требований, необходимых для попадания в данный список, -- не располагает тремя независимыми директорами. В совете заседают шесть госпредставителей (первый вице-премьер Дмитрий Медведев, председатель правления Алексей Миллер, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, министр экономического развития и торговли Герман Греф, бывший министр госимущества Фарит Газизуллин и спецпредставитель президента РФ Игорь Юсуфов), три топ-менеджера «Газпрома» (зампреды Александр Ананенков и Михаил Середа, а также директор департамента ценообразования Елена Карпель), глава E.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн и основатель UFG Борис Федоров считаются независимыми директорами.
Правда, согласно правилам РТС, г-н Бергманн может и не получить статуса независимого директора. Он является главой крупнейшего покупателя газа «Газпрома» в Европе, а значит, попадает под определение лица, которое является стороной «по обязательствам с эмитентом, в соответствии с условиями которых они могут приобрести имущество (получить денежные средства), стоимость которого составляет 10 и более процентов совокупного годового дохода указанных лиц, кроме вознаграждения за участие в деятельности совета директоров общества».
Нельзя исключать, что от безысходности в «независимого» директора переквалифицируют г-на Газизуллина, который уже почти два года не является чиновником. Для этого он должен перестать голосовать согласно правительственной директиве. Однако и в этом случае нужно найти приемлемую замену г-ну Федорову и избрать одного нового независимого директора. Вчера было доподлинно известно о выдвижении двух представителей миноритарных акционеров -- это директор фонда Vostok Nafta Investment Сергей Глазер и директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер, который был главным соперником г-на Федорова последние два года. Скорее всего, инвесторы, которых представляет UFG, как и год назад выдвинули председателя совета директоров этой инвестиционной компании Чарльза Райана и президента Илью Щербовича. Нельзя исключать, что своего претендента выдвинула и компания «Нафта-Москва», которая скупила 2% акций «Газпрома» (а возможно, и больше).
Нельзя исключать, что кандидат в независимые директора окажется в списке кандидатов, представленном «дочками» «Газпрома», владеющими акциями материнской компании. В прошлом году Газпромбанк выдвинул главу российского подразделения Dresdner Bank Матиаса Варнига. Однако он уже назначен на должность главы North European Gas Pipeline Company (51% принадлежит «Газпрому»), а потому не может считаться независимым.
Впрочем, в «Газпроме» пока окончательно не решили, насколько для них принципиально попасть в котировальный лист А1 именно в этом году.
Алексей ГРИВАЧ