|
|
N°14, 30 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новый виток конфликта в Палестине
Исламистам легче прийти к власти, нежели ее удержать
Сегодня анализ результатов выборов в Палестине многие начинают с тезиса о неожиданности внушительной победы движения ХАМАС («Исламское движение сопротивления». -- Ред.), завоевавшего абсолютное большинство в парламенте. Почему множество наблюдателей, имевших возможность на месте, с помощью опросов оценить шансы политических игроков, ничего не поняли в настроении палестинских арабов? В прогнозах ошиблись не только израильтяне, имевшие хорошие каналы получения информации о ситуации в автономии, но и руководители ФАТХ («Движение освобождения Палестины». -- Ред.), которые долго располагали значительным административным ресурсом, и даже лидеры самого ХАМАС. Они, по их признанию, рассчитывали получить в парламенте от силы 40--45 мест.
Возникает неутешительный вывод о невозможности достоверных политических прогнозов даже на основе различных методик оценки симпатий электората. Хотя приятной неожиданностью стало то, что власти палестинской администрации обеспечили действительно честные и свободные выборы, без манипуляций, к которым повсеместно прибегают режимы в странах третьего мира. Что же обеспечило победу ХАМАС: его исламизм, воинственная антиизраильская позиция или социальная политика?
ХАМАС не просто религиозно-политическое движение и не только движение за освобождение от израильской оккупации. Это еще и социальное движение, благодаря которому в Палестине в условиях оккупации функционировали системы здравоохранения, образования, коммунальные службы. Средства, получаемые от арабских спонсоров, тратились движением и на эти цели (помимо вооруженной борьбы с Израилем), но не на личное обогащение его лидеров. Между тем коррупция среди фатховского руководства администрации достигла такого уровня, что ее резко критиковали даже представители молодого поколения фатховских лидеров (так, обвинения выдвигал один из наиболее заметных деятелей этой группы -- Мухаммад Дахлян). Без вклада ХАМАС администрация вообще не смогла бы руководить территорией. Думаю, это было решающим фактором, склонившим чашу весов на выборах в пользу исламистов.
Конечно, воинственные лозунги ХАМАС импонировали избирателям, которые поняли, что ФАТХ не способно добиться освобождения территорий от оккупации. Дискредитации ФАТХ помог Израиль, который, кстати, активно поддержал создание ХАМАС в 1987--1988 годах и некоторое время содействовал его усилению, чтобы ослабить ФАТХ (его израильтяне тогда считали главным противником). Израиль продолжал ослаблять ФАТХ и при Ясире Арафате, более того, он способствовал росту недоверия палестинцев к новому палестинскому лидеру Махмуду Аббасу (Абу Мазену). К примеру, израильтяне отказались облегчить режим оккупации, пойти на освобождение из израильских тюрем палестинских заключенных или как-то иначе обеспечить привлекательность курса Аббаса на замирение с Израилем.
Сильное, но противоречивое воздействие на ситуацию в Палестинской автономии оказала ближневосточная политика администрации Джорджа Буша. Курс на навязываемую демократизацию вроде бы должен усиливать позиции либералов, но на самом деле среди арабов все больше становится тех, кто не готов принять западные ценности, кто недоволен вмешательством США (оккупация Ирака, давление на Сирию, Ливан). Такие недовольные пополняют ряды радикальных исламистских организаций, создавая больше возможностей для мирного прихода исламистов к власти.
Свалившаяся на ХАМАС победа ставит перед ним ряд задач, прежде всего формирование правительства. Похоже, что лидеры ХАМАС предпочли бы привлечь в партнеры ФАТХ, чтобы взвалить на него контакты с Израилем, иначе им придется пойти на уступки, грозящие утратой части электората. Но ФАТХ пока не выразило готовности к партнерству.
ХАМАС даже не исключает возможности создания правительства беспартийных технократов, с которыми Израиль пошел бы на контакты. Если же движение создаст свое однопартийное правительство, то бойкот ему объявят и Израиль, и Запад. Мало того что палестинская администрация лишится финансовой помощи Запада, ведь ее, в конце концов, может компенсировать помощь государств Персидского залива. Но еще Израиль может перекрыть хамасовским лидерам дорогу, связывающую Газу (сектор Газа. -- Ред.) с Рамаллой (Западный берег реки Иордан. -- Ред.).
Чтобы стать приемлемым партнером по переговорам для Запада и Израиля, а ХАМАС явно хочет переговоров, движению надо распустить вооруженные отряды. Теперь сделать это будет легко -- пять-шесть тысяч бойцов могут просто влиться в полицейские силы автономии. Однако это увеличит шансы на столкновения с вооруженными сторонниками ФАТХ. Пойдет ли ХАМАС на признание Израиля и отказ от вооруженной борьбы? Это сделать когда-то придется, но будет чрезвычайно трудно. Ведь ХАМАС должен соответствовать неким транснациональным стандартам исламистов. А может быть, делегировать все полномочия Махмуду Аббасу? Но палестинский президент или сам подаст в отставку, или его вынудят это сделать. А альтернатива? Думаю, среди лидеров ХАМАС нет такого человека, но рискну предположить, что движение может сделать ставку на единственного политика из ФАТХ, обладающего сильной харизмой, -- находящегося в израильской тюрьме Марвана Баргути. Светски настроенный Баргути, хотя и осужденный за терроризм, будет для Израиля предпочтительнее исламских радикалов.
У меня лично не сложилось впечатления о деятелях ХАМАС как об убежденных радикальных исламистах. Но им придется соблюдать предусмотренные их статусом правила игры и проводить на территориях меры по исламизации (запрет на спиртное, соблюдение правил, связанных с отношением к женщине, изменения в образовательных программах и т.п.). Эти меры не вызовут восторга у значительной светски ориентированной части населения. К тому же ХАМАС, у которого нет реальной программы развития территорий, неизбежно будет совершать ошибки. Они еще более вероятны на фоне трудностей, вызванных изоляцией. Все это может привести к утрате популярности движения. Тогда маятник может снова качнуться в сторону ФАТХ.
В любом случае международное сообщество столкнется с изменением формата ближневосточного конфликта: от скачкообразного мирного процесса -- к стратегической неопределенности, замораживанию статус-кво, а может быть, и возобновлению насилия. Произойдет перегруппировка сил и в Израиле, где резко усилятся позиции тех, кто критиковал Ариэля Шарона за уход из Газы и выступает против передачи новых территорий палестинцам. Но израильтяне вряд ли пойдут на серьезные военные акции против палестинцев. А вот какие уроки извлекут из этих событий США, трудно сказать, хотя если они не подумают о контактах с ХАМАС, то утратят рычаги влияния на палестинцев.
Виталий НАУМКИН, профессор, президент российского Центра стратегических и политических исследований