|
|
N°12, 26 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пятиэтажный пат
Мосгордума обсуждает закон о гарантиях жильцам сносимых хрущевок
После вступления в силу нового Жилищного кодекса москвичи с тревогой ждали, что столичные власти, следуя букве федерального законодательства, отменят и городские гарантии, предоставляемые при переселении из сносимых пятиэтажек. Депутаты Мосгордумы прошлого созыва накануне выборов отказались рассматривать этот явно непопулярный закон, но вчера, уже с новыми мандатами, одобрили его в первом чтении. Часть льгот мэрия москвичам все же сохранила, но теперь закон, похоже, будет гарантировать права не столько горожан, сколько инвесторов-застройщиков.
До сих пор по городскому закону собственники жилья в сносимых домах имели право на квартиру в том же районе, не меньшей площади. Жилищный кодекс РФ позволил отказаться от этих норм. При расчете компенсации за сносимое жилье во главу угла федеральным законом была поставлена уже не площадь квартиры, а ее рыночная стоимость. Применительно к Москве это означает, что жители сносимых пятиэтажек с их низкой стоимостью квадратного метра без доплат едва ли смогут остаться в своем районе. Проект городского закона, призванный устранить противоречия с федеральным законодательством, внесенный мэром еще в прошлом году, ко вчерашнему заседанию Мосгордумы успел преобразиться -- самые острые моменты из него исчезли.
Представляя законопроект, глава департамента жилищной политики Петр Сапрыкин успокоил депутатов, заявив, что документ сохраняет все нынешние гарантии москвичам и меняет лишь некоторые формулировки. Действительно, уже в ходе заседания законодателям раздали последнюю поправку г-на Сапрыкина, гарантирующую москвичам жилье если не в том же районе, где они жили раньше, то по крайней мере в одном из прилегающих. Оппозиция в лице «Объединенных демократов», планировавшая обвинить мэрию в попытке выселить коренных москвичей в районы массовой застройки за МКАД, оказалась деморализованной и не сразу заметила другие слабые места документа. Обнаружить их помогли остальные депутаты, которые честно пытались разобраться в творчестве городских чиновников.
В ходе публичного чтения по складам выяснилось, что в документе не говорится самое главное -- на какую квартиру может претендовать выселяемый собственник. В тексте указывается лишь, что при выселении собственник имеет право либо на денежное возмещение в размере рыночной стоимости сносимого жилья, либо на натуральную компенсацию. Согласно тексту, натуральная компенсация предоставляется в виде «равноценного» благоустроенного жилого помещения. В чем заключается эта «равноценность» -- в равенстве общей площади или рыночной цены жилья, в законопроекте не говорится, поэтому у депутатов возникли обоснованные вопросы. Пытаясь защитить документ, г-н Сапрыкин принялся уверять законодателей, что речь, безусловно, идет о жилище, равном или даже большем по площади. В качестве аргумента он напомнил, что еще ни один житель Москвы не был ущемлен при переселении. На это депутаты любезно напомнили г-ну Сапрыкину, что он «не вечен» и если москвичи до сих пор получали большие квартиры лишь благодаря его доброй воле, то на будущее неплохо было бы прописать это их право в законе.
Пока народные избранники искали отсутствующее в законе определение «равноценности», депутаты от оппозиции нашли и выставили на трибуну эксперта, роль которого сыграл бывший депутат Мосгордумы от СПС Дмитрий Катаев. Будучи специалистом по жилищной политике, он пояснил, что мэрия пытается не столько защитить москвичей, сколько решить главную проблему столичного стройкомплекса -- собственности на землю, стоимость которой доходит сегодня в Москве до десятков миллионов долларов за гектар. По словам эксперта, Жилищный кодекс предписывает муниципалитетам провести межевание городских земель и оформить земельные участки в долевую собственность жителей многоквартирных домов. Однако опасаясь, что москвичи, став полноправными собственниками земли, воспрепятствуют реализации строительных проектов и положат конец повсеместной «точечной» застройке, мэрия уже не первый год тормозит оформление земельных участков.
Г-н Катаев также пояснил, что по федеральному законодательству «изъятие» земельного участка для городских нужд предполагает выплату выселяемым жильцам компенсации не только за жилье, но и за землю. В московском же законе эта норма отсутствует. Чтобы не платить за еще неоформленную землю и облегчить инвесторам согласование строительных проектов, мэрия ввела в законопроект такое отсутствующее в федеральном законодательстве понятие, как «использование» земельного участка, не предполагающее никакой компенсации.
Озадаченные депутаты согласились с необходимостью серьезно поработать над документом и, приняв его в первом чтении, взяли месяц на внесение поправок. После заседания комментировать законопроект отказался даже председатель Мосгордумы Владимир Платонов. «Закона пока нет, поэтому и говорить пока не о чем», -- заявил спикер, предложив сначала дождаться его принятия, а уж потом делать выводы.
Александр ГУДКОВ