|
|
N°8, 20 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Армия на счетчике
Государственный оборонный заказ в России превысил доходы от продажи оружия
Год назад, 21 января, указом президента было утверждено Положение о Федеральной службе по государственному оборонному заказу. Существует же эта структура уже почти три года -- с 11 марта 2003-го. Ее основная функция -- контроль за деятельностью 37 российских государственных заказчиков (основной из них -- Министерство обороны) и организаций -- исполнителей гособоронзаказа. За все это время широкой публике была мало что известно о ней. Говорили: идет становление, подбираются кадры. Да и руководство наверху говорило: сделайте что-нибудь, а там посмотрим, оставлять вас или ликвидировать. Но Андрей Бельянинов, назначенный директором Федеральной службы по гособоронзаказу, отвечал: если делать что-нибудь, то и получится что-нибудь.
С апреля прошлого года началась активная фаза работы службы. Зона ее ответственности весьма широка: необходимо оценить эффективность вложенных в гособоронзаказ средств, в этом году -- свыше 500 млрд руб. Сумма действительно огромная, но все же, для сравнения, Соединенные Штаты планируют ежегодно вкладывать в свою оборонку 165 млрд долл., а за пятилетку вложить только в военную науку около 1 трлн.долларов.
По привычке, оставшейся от прежней должности гендиректора «Рособоронэкспорта», г-н Бельянинов и на новом посту сосредоточил было внимание на вооружении и военной технике. Однако скоро понял, что тыловое обеспечение -- такая же равноправная составляющая обороноспособности страны: люди в погонах должны питаться и одеваться. А есть еще капитальное строительство, медицина. Все эти сферы требуют контроля и надзора. В оборонно-промышленном комплексе службу г-на Бельянинова уже называют «счетной палатой при гособоронзаказе». Кстати, официальная Счетная палата и ее руководитель Сергей Степашин без препятствий пошли на разграничение сфер фискальной деятельности: нарушений настолько много, что никакой новый контролер не лишний. Более того, специалисты этих двух ведомств иногда работают в одной бригаде.
Проведенные службой 400 проверок выявили более 1300 различных нарушений, часть материалов передана в прокуратуру. Один из наиболее распространенных огрехов -- не проводились единые для всех госзаказчиков конкурсы и торги при закупке продукции для силовых ведомств. Но сегодня создается прозрачная система конкурсных торгов, привлечены новые региональные участники, и закупочная цена на некоторые продукты (например, мука, пшено) для силовых ведомств снижена вдвое.
Одна из задач службы на ближайшую перспективу -- наладить федеральную контрактную систему. Есть и пример -- аналогичная, отработанная за десятилетия система в США. У нас же так называемые длинные контракты стали внедрять только с прошлого года, но и сегодня трехгодичных контрактов наберется лишь несколько десятков из десятков тысяч в гособоронзаказе. Практически решен вопрос о создании агентства по контрактации.
Г-н Бельянинов предполагает навести порядок и в сфере стандартизации. В частности, с помощью переданного его службе НИИ стандартизации, который переименовали в «Рособоронстандарт». Его специалисты выяснили: только по горючему надо принять несколько десятков стандартов, а на сегодня принято только семь. В России вместо стандартов применяются технические регламенты, что не одно и то же. Несоблюдение стандартов вообще должно приравниваться к нарушению закона. За время работы службы значительно увеличилось количество предприятий ОПК, которые внедрили систему управления качеством оборонной продукции. В ее основе лежит отечественный стандарт, гармонизированный с международными. Андрей Бельянинов намерен к 2008 году внедрить эту систему на всех предприятиях оборонки. Еще собирается осуществить давнюю идею -- взять под свое крыло военную приемку, которая по-прежнему работает неэффективно.
Помимо НИИ стандартизации службе передали еще две серьезные научные структуры, связанные с экономическим анализом: Всероссийский НИИ межотраслевой информации -- федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности (ВИМИ) и Центральный НИИ экономики, информатики и систем управления.
Сегодня служба создает по стране свои территориальные представительства, которые на местах будут проводить контроль единых конкурсов и торгов. Однако Федеральную службу по гособоронзаказу нельзя назвать чисто фискальным органом -- за «отчетный период» ее сотрудники совместно с «Роспромом» и администрацией регионов смогли приостановить процедуру банкротства на пяти стратегически важных предприятиях ОПК.
Андрей Бельянинов считает, что должен быть принят закон об исполнении государственного оборонного заказа -- как об исполнении госбюджета. Потому что есть проблемы с исполнением, в то время как нет проблем с финансированием. В этом году гособоронзаказ превысил сумму выручки от продажи оружия и военной техники за рубеж: 8 млрд долл. против 6 млрд. Но, и это еще один вывод директора Федеральной службы по гособоронзаказу, необходимо техническое перевооружение оборонных предприятий, иначе никакое увеличение средств на гособоронзаказ не даст результата.
К исходу третьего года существования структуры разрешился и основной вопрос -- нужна ли вообще такая служба. Нужна, даже если будет играть роль фанерной фигуры полицейского, которую в Европе устанавливают на оживленных участках: водитель знает, что полицейский деревянный, но все равно непроизвольно сбрасывает скорость.
Николай ПОРОСКОВ