|
|
N°6, 18 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дядя самых честных правил
Влиятельный родственник грузинского президента вернулся в ООН
Дядя президента Грузии кадровый дипломат Темури Аласания больше не будет советником Михаила Саакашвили. Он возвращается на работу в ООН в департамент по разоружению. Об этом сообщила вчера тбилисская газета «Алиа». По ее данным, между президентом и его дядей, братом матери, возник конфликт. Саакашвили якобы начало раздражать растущее влияние родственника, которого в Грузии стали называть «серым кардиналом». К примеру, говорилось, что Аласания лоббирует интересы некоторых компаний в крупнейших приватизационных сделках. Газета «Алиа» констатирует -- табличка с именем дяди и его должностью советника исчезла из госканцелярии Грузии.
Остается открытым вопрос, был ли Темури Аласания официальным советником президента Грузии. Пресс-секретарь грузинского лидера Гела Чарквиани сообщил «Времени новостей», что «не видел никакого документа о таком назначении». Тем не менее в октябре 2004 года на пресс-конференции в рамках форума «Диалог цивилизаций» на острове Родос г-на Аласанию представили в качестве советника президента Грузии. Дядя отвечал на вопросы журналистов по актуальной тогда теме -- Грузия пригрозила топить суда, которые будут плавать в ее водах без разрешения. Москва восприняла это как угрозу российским туристам в Абхазии. Вскоре после Родосского форума администрация президента Грузии объявила, что Аласания не является официальным лицом.
Несмотря на это, дядя президента Саакашвили принимал активное, но не афишируемое участие в решении различных вопросов. Его замечали на встречах в узком кругу, видели в составе делегаций, выезжавших с президентом за рубеж. Аласания, утверждает газета «Алиа», способствовал знакомству племянника с представителями российского политбомонда -- в частности, с Евгением Примаковым.
Атака оппозиции на «серого кардинала» началась в ноябре 2005 года. Тогда лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили заявил, что АО «Маднеули», золотодобывающее предприятие восточнее Тбилиси, перешло в собственность семьи президента. Политик утверждал, что «Стэнтон Эквитиз Корп.», дочерняя структура российских «Промышленных инвесторов», принадлежит Аласании. АО «Маднеули» продали ей всего за 51,1 млн долл. «Аласания -- друг владельца компании «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова», -- утверждал Нателашвили. Другие оппозиционеры -- «Новые правые» заявили, что решение о продаже «Маднеули» «было принято исходя из клановых интересов». С именем дяди президента оппозиция увязывала и тендер на строительство нового аэропорта в Тбилиси.
«В новейшей истории Грузии Аласания как теневая фигура имел неограниченное влияние, -- сказал «Времени новостей» депутат парламента от Республиканской партии Леван Бердзенишвили. -- Он сыграл большую роль в воспитании Саакашвили. Но это вовсе не значит, что за это получил право влиять на главу государства. Президент не должен быть управляем никем -- ни бабушкой, ни дедушкой. Видимо, Саакашвили это понял. Как мы могли не протестовать, когда видели, что дядя участвует в заседании совета национальной безопасности? К тому же очевидно, что Аласания имеет отношение к КГБ. Без этого кто мог в прошлом попасть на работу за рубеж?»
Гиули Аласания, мама президента, комментируя публикацию газеты «Алиа», заявила, что ее брат «работает в ООН уже 20 лет». И что он «просто вернулся в Нью-Йорк, в Грузии же был только временно». «Никаких советов от членов семьи мой сын не получает -- наоборот, сам нам советует», -- сказала г-жа Аласания.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси