|
|
N°4, 16 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Полет» заменил «украинца» «шведом»
На российском рынке появился новый региональный самолет
Авиакомпания "Полет" из Воронежа объявила в минувшую пятницу о приобретении шести шведских турбовинтовых самолетов Saab-2000. Эти машины, ранее не применявшиеся в России, предназначены для выполнения тех задач, которые сейчас в отечественной авиации исполняет устаревший самолет Ан-24. Приобретение «Полета» -- плохая новость для украинских авиастроителей и самарского завода "Авиакор", которые стремятся заполнить освобождающуюся нишу Ан-24 новым продуктом собственного изготовления -- Ан-140.
Как сообщила Интерфаксу менеджер "Полета" по рекламе Юлия Прохорова, покупка партии из шести самолетов обошлась компании в 30 млн долл. По ее словам, ранее эти Saab-2000 отработали по пять-шесть лет в парке одной шведской авиакомпании. Прибывать в Воронеж Saab начнут в апреле 2006 года, и в том же месяце они будут включены в регулярное расписание "Полета". Использовать их предполагается на рейсах как внутри России, так и за ее пределами -- на Украину, в Белоруссию, Германию и Турцию.
Saab-2000 ранее не использовались отечественными авиакомпаниями, однако российский сертификат летной годности эта машина получила еще в начале 1996 года. Поэтому юридических и технических препятствий для внедрения ее в России нет. По словам г-жи Прохоровой, сейчас пилоты "Полета" обучаются управлению Saab-2000. На территории бывшего СССР эта машина освоена авиакомпаниями Молдавии и Литвы.
В России она составит прямую конкуренцию самолету Ан-140 разработки киевского АНТК им. Антонова. В 1999 году серийное производство этого самолета, призванного заменить Ан-24, налажено на Харьковском авиазаводе (Украина). В 2005 году первый серийный Ан-140 по харьковской лицензии собрал в России завод "Авиакор" (Самара). Saab-2000 и Ан-140 сходны по вместимости (50--52 пассажира) и максимальной дальности полета (около 2000 км). В то же время крейсерская скорость Saab-2000 выше -- 685 км/ч против 575 км/ч у Ан-140. Учитывая протяженность российских маршрутов, это существенное обстоятельство. Подержанный Saab выигрывает у нового "Антонова" и по цене. Ан-140 как украинской, так и российской сборки предлагается покупателям по 9 млн долл. "Полет", согласно его данным, купил шведские самолеты почти вдвое дешевле -- по 5 млн долларов.
Ан-140 летают сейчас в авиакомпаниях Украины, Азербайджана и Ирана. Не далее как 11 января этого года министр транспорта и связи Украины Виктор Бондарь на встрече с председателем харьковской обладминистрации Арсением Аваковым пообещал, что в 2006 году украинское государство купит еще несколько Ан-140.
Но в России продажи этой машины разворачиваются пока не очень активно. В 2004 году Ан-140 участвовал в тендере на закупку турбовинтовых самолетов для ханты-мансийской авиакомпании UTair и проиграл. UTair предпочла в итоге приобрести пять самолетов ATR-42 франко-итальянского производства. Первый покупатель на Ан-140 в нашей стране появился только в прошлом году -- три такие машины самарской сборки решила взять в лизинг авиакомпания "Якутия".
В то же время у украинских изготовителей Ан-140 возникли неожиданные проблемы на уже завоеванном внешнем рынке. Одна из таких машин, принадлежавшая азербайджанской авиакомпании AZAL, разбилась 23 декабря прошлого года под Баку (ровно за три года до этого -- 23 декабря 2002 года -- Ан-140 разбился в Иране). После последней аварии появились сообщения, что AZAL рассматривает возможность вернуть продавцу остальные три Ан-140, которые азербайджанская компания купила на Украине в 2004--2005 годах.
Михаил КУКУШКИН