|
|
N°2, 12 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иранцы разочаровали всех
Европейская тройка грозит прервать переговоры
Сегодня в Берлине главы МИД Франции, Германии и Великобритании при участии высокого представителя Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы обсудят, что делать дальше с Ираном и как быть с переговорами по ядерной проблеме этой страны. Накануне заседания министр иностранных дел Германии Франк Вальтер Штайнмайер, отметив, что Тегеран «преступил черту, за которой неминуемы санкции», как бы невзначай обронил: «Возможно, участие евротройки вообще теряет смысл».
До сих пор евротройка демонстрировала дипломатичность в переговорах со строптивым Ираном и даже собиралась 18 января возобновить «ядерный диалог». Но выход Тегерана в начале этой недели из добровольного моратория на ядерные исследования кардинально изменил настрой не только европейцев, но и мирового сообщества. Вчера в телефонном разговоре главы внешнеполитических ведомств России и США Сергей Лавров и Кондолиза Райс единодушно выразили «глубокое разочарование» демаршем иранцев. А вице-премьер -- министр обороны России Сергей Иванов, констатируя развитие ситуации «не по самому лучшему сценарию», заявил, что в него это «вселяет определенную тревогу».
Сегодня берлинская тройка может предложить Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ) собрать до конца января совет управляющих (СУ) МАГАТЭ для инициации передачи «иранского досье» в Совбез ООН. К этому вчера призвал британский премьер Тони Блэр. И все же вероятность этого маловероятна. Для консенсуса СУ МАГАТЭ потребуются голоса Китая и России -- обладателей права вето в Совбезе, до сих пор считавших возможным решить вопрос в Вене в рамках МАГАТЭ.
Вчера официальный представитель МИД России Михаил Камынин в беседе с корреспондентом «Времени новостей» напомнил о том, что на днях пятеро членов Совбеза ООН обратились к Ирану, каждый по отдельности, с призывом вернуться к соблюдению моратория на ядерные исследования и к переговорам с ЕС. Г-н Камынин заметил также, что «позиция России созвучна позиции подавляющего большинства международного сообщества, разочарованного выходом Ирана из добровольного моратория». Тем не менее г-н Камынин выразил надежду, что «пока удастся удержать ядерную проблему Ирана в рамках МАГАТЭ».
Косвенным свидетельством настроя России на политико-дипломатическое решение иранского вопроса стал и тот факт, что назначенный на 16 февраля в Москве второй раунд экспертных консультаций с иранцами по ядерной проблеме не отменен. Первый раунд прошел в Тегеране на прошлой неделе. Речь шла о создании совместного предприятия на российской территории по обогащению урана для Ирана. Любопытно, что вчера Высший совет национальной безопасности Ирана запустил информацию о своих надеждах на конкретный результат от московских консультаций.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ