|
|
N°2, 12 января 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Холодный мир
Путин и Ющенко закончили газовую войну при 30-градусном морозе
Инаугурация президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, состоявшаяся вчера в Астане, была, конечно, событием примечательным. Хотя бы потому, что Назарбаев принимал построение почетного караула, выстроившегося в его ожидании у президентского дворца, на крепчайшем морозе, перевалившем за 30 градусов. Казахстанцам инаугурация запомнится именно этим обстоятельством, а еще возможностью увидеть в первых рядах почетных гостей Бориса Ельцина с супругой, рукопожатие с которыми Нурсултана Назарбаева было встречено громкими овациями. Практически незаметно (телекамеры местных каналов его не показывали) на церемонии присутствовал и экс-президент Киргизии Аскар Акаев.
Впрочем, большинству присутствующих вчерашние торжества останутся памятными благодаря формально закрепленному встречей президентов России и Украины окончанию газовой войны между двумя странами. Что именно рандеву Владимира Путина и Виктора Ющенко окажется в Астане в центре внимания, стало ясно накануне, когда пришли известия о решении Верховной рады Украины отправить в отставку правительство из-за газового перемирия с Россией.
...Путин ждал Ющенко в «Токио». Так называется зал в отеле «Интерконтиненталь», один из этажей которого был отведен под резиденцию российского президента. Как и в настоящем Токио, здесь тоже было тесно. Проход к Путину заслоняли журналисты. Толпу раздвинули перед самым появлением Ющенко. Он выглядел отдохнувшим. Поравнявшись с автором этих строк, метрах в семи от хозяина встречи, президент Украины радостно воскликнул: «Здравствуйте, Владимир Владимирович!»
Путин в ответ начал с главного: «Последние решения (по газовым делам. -- А.Д.) были правильными и взаимовыгодными». Ющенко молча в знак согласия утвердительно покивал головой. Начало было хорошим, и тогда Путин перешел на личное. «Надеюсь, вы хорошо отдохнули и покатались на лыжах? -- и не дожидаясь ответа, неожиданно продолжил: -- Надеюсь на приглашение в Карпаты!». Это был сильный ход. Путин как бы давал понять: вот теперь, после принятия «правильных решений», я могу принять сделанное ранее вами приглашение, и мы можем дружить по-настоящему. Ющенко ответил неопределенно и даже немного хмуро: «В Карпатах было холодно, да и снега мало...» И вернулся к периоду газового противостояния, назвав его хоть и «самым тяжелым в истории российско-украинских отношений», но тем не менее «взаимополезным».
А Путин развивал успех. Он заговорил о перспективах соглашений по «дорожной карте» (упрощенный порядок пересечения границы жителями приграничных районов, демаркация морских границ и т.п.) между Москвой и Киевом. И как бы между прочим поинтересовался, подписал ли Ющенко документ об учреждении российско-украинской комиссии в ее экономической части. Выяснилось, что нет. А вот, как оказалось, Путин подписал его еще 28 декабря, в самый разгар «войны», словно зная, что она закончится почетным для обеих сторон миром. Президент Украины обещал в ближайшее время наверстать упущенное.
Потом президенты и члены делегации остались наедине, без прессы. Спустя почти полтора часа они вернулись к журналистам и доложили о достигнутых результатах. Коротко результаты можно выразить одной путинской фразой: «За многие годы отношений с Украиной впервые в Киеве мы имеем людей, которые делают то, что говорят!» Что же было раньше, он уточнять не стал. Но очевидно, что «многие годы» включают в себя и период президентства Леонида Кучмы. Так, наконец и ему в Москве была выставлена оценка. Похоже, что «неуд». Оценивается ли так же деятельность украинского экс-премьера Виктора Януковича, которого Москва так хотела видеть президентом вместо Ющенко, неясно.
Виктор Ющенко был не менее красноречив. Он говорил о конце эры «феодальных отношений» между Москвой и Киевом, «когда Россия, мол, продавала газ Украине вполцены, а Украина его вполцены транзитировала в Европу». Теперь же эти отношения, уверял Ющенко, «станут прозрачными и взаимовыгодными». И все уже, казалось, выглядело как нельзя лучше. И впору было представлять к заслуженным наградам участников ночных переговоров в Москве 4 января, покончивших с газовым «феодализмом». Недаром свое вступительное заявление для прессы Ющенко закончил отдельным спасибо в их адрес за проделанную работу (все они здесь же и присутствовали: глава «Нафтогаза Украины» Алексей Ивченко, глава «Газпрома» Алексей Миллер, российский и украинский топливные министры Виктор Христенко и Иван Плачков).
Но тут украинская журналистка из агентства «Униан» чуть не испортила идиллию. «А будут ли и теперь говорить в Москве, что Украина занималась воровством в те дни, когда "Газпром" в первые дни января уменьшил его поставки?» -- спросила она двух президентов. «Выражаться надо корректно, но есть международные организации, которые все подсчитали...» -- внятно произнес Путин.
Но тему, как выяснилось, на этом закрыть не удалось. Развил ее украинский президент. По его словам, «Украина не нарушала и не нарушит ни одной буквы наших договоренностей (по газу. -- Ред.) ни перед Россией, ни перед Европой». «Когда снизилась подача газа из России через Украину, мы 80% этой недостачи восполнили, закачав газ в трубу из украинских газохранилищ», -- сказал Виктор Ющенко. Потом, отвечая на вопрос «Времени новостей», как были восполнены остальные 20% недостачи, глава «Нафтогаза Украины» Алексей Ивченко простодушно признался: «Да понизили внутреннее потребление...»
А еще позже в кулуарах встречи один из газовых экспертов, но не из "Газпрома", просивший не называть имени, заметил по этому поводу: «То, что Ющенко говорил про 80%, -- это результат информирования его не очень компетентными источниками в собственном окружении». А потом добавил: мол, помните, в Киеве в те дни говорили, что там отбирают не российский, а среднеазиатский газ, покупаемый Украиной, и никакого упоминания про газохранилища тогда не было.
Так или иначе, но ни в Москве, ни в Киеве не хотели бы вновь возвращаться к взаимным упрекам и готовы в который раз начать строить отношения с «чистого листа». Залогом этого стремления стали озвученные Путиным и Ющенко планы в ближайшее же время начать работу над новыми совместными энергетическими проектами. Хотя, как обнаружилось, это хорошо забытые старые планы строительства новых веток газопровода, таких как, например, двухсоткилометровая труба Ужгород--Богородчаны, Псков--Ужгород, которые позволят «расшить» узкие места существующей ныне газовой магистрали, идущей из России в Европу.
Украинский министр топлива и энергетики Иван Плачков усилено рекламировал эти планы, называя их воссозданием проекта газового консорциума, разрабатывавшегося еще до идеи создания российско-украинско-германского консорциума. Однако источники «Времени новостей» в "Газпроме" довольно скептически отнеслись к этой идее, задавая вопрос о перспективах доступа российского концерна к контролю над газораспределительной сетью Украины.
Такой же скепсис в Москве пока высказывают и в отношении готовности Киева участвовать в тендере на строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) и поставке для него труб. О такой готовности на днях заявил секретарь совета национальной безопасности Украины Анатолий Кинах. Наземный участок СЕГ, говорит российская сторона, мы и сами можем обеспечить трубами, а для подводного участка трубы, рассчитанные на давление 210 атмосфер, делают лучше в Японии или в Германии. Показательно, что о перспективах участия Украины в строительстве СЕГ Путин и Ющенко публично вчера не сказали ни слова.
Президент Украины говорил о начале «контактной фазы» в отношении двух стран и, по словам Путина, просил помочь в обеспечении газового баланса Украины. Что это означает конкретно, пока неясно, но российский президент не без удовлетворения заметил, что отдаст распоряжение своему правительству выполнить эту просьбу.
В ближайшее время в Москву укреплять дружбу прибудет с визитом украинский премьер Юрий Ехануров. При этом российское руководство, по сведениям «Времени новостей», дало понять Киеву, что Москве безразлично, приедет ли туда Ехануров с приставкой и.о., как это следует из решения Рады Украины отправить правительство в отставку, или в прежнем качестве, как это следует из заявления Ющенко о неконституционности решения Рады. Кажется, в Москве хотели поспешить с внедрением в жизнь намеченных в Астане дружественных устремлений еще до мартовских парламентских выборов на Украине. Отсюда и еще одна вчерашняя договоренность -- о скором визите в Киев нового главы «Росатома» Сергея Кириенко. Стороны собираются совместно добывать и обогащать урановую руду, производить ядерное топливо и продавать его на рынках третьих стран.
А еще вскоре могут начаться переговоры по вопросам, связанным с пересмотром условий аренды «отдельных объектов» российским Черноморским флотом в Севастополе. Никакого пересмотра ранее подписанных соглашений по дислокации Черноморского флота, как утверждают в окружении Путина, не будет. Таким образом, Путин практически добился от Ющенко в Астане дезавуирования некоторых заявлений на этот счет представителей украинского руководства в разгар газовой войны.
Так что Нурсултан Назарбаев имеет теперь все основания записать на свой счет заслуги в российско-украинском миротворчестве, так предусмотрительно «подгадав» свою инаугурацию и приглашение на нее Путина и Ющенко как раз к окончанию газовой войны. Это он может сделать уже сегодня, когда начнется программа визита президента России в Казахстан. По просьбе Назарбаева она была перенесена на день позже, из-за чрезвычайной занятости вчера виновника инаугурационных торжеств.
Аркадий ДУБНОВ, Астана