|
|
N°244, 29 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новый старый олигарх
Михаил Гуцериев вывел свою «Русснефть» в большой бизнес
Уходящий год ознаменовался появлением в России новой вертикально интегрированной нефтяной компании и нового олигарха. Бывший думский вице-спикер от ЛДПР, бывший президент «Славнефти» Михаил Гуцериев, скупив за три года не самые значительные для других активы, сумел создать весьма крупную компанию «Русснефть», которая в наступающем году планирует добыть 25 млн тонн нефти. Если так и случится, то г-н Гуцериев и, как он выразился, его родственники станут обладателями шестой в России по объему добычи нефтяной компанией (позади останется даже «Татнефть»).
Создавать собственную компанию бизнесмен начал после того, как государство решило продать «Славнефть» альянсу «Сибнефти» и ТНК. Хотя тогда ничто не предвещало успеха его бизнесу. Должности в "Славнефти" бизнесмен лишился по политическим мотивам: как считается, он, поддержав своего брата Хамзата на выборах президента Ингушетии, составил конкуренцию кремлевскому кандидату. Федеральный центр этого не простил: Хамзат был снят с предвыборной гонки, а президента "Славнефти" вынудили уйти в отставку. Неудачной оказалась и санкционированная некоторыми кремлевскими чиновниками попытка г-на Гуцериева взять "Славнефть" штурмом и вернуть себе должность главы компании. Тем не менее он успел вывести из «Славнефти» компанию «Варьеганнефть» с добычей 1,4 млн тонн нефти в год, которая и легла в основу «Русснефти», зарегистрированной осенью 2002 года. В 2003-м компания стала приобретать небольшие активы в нефтедобыче, а также купила у «Славнефти» некрупный НПЗ в Белоруссии -- «Славнефтехим». Уже к концу года г-н Гуцериев объявил, что его компания перестала быть субъектом малого предпринимательства, перешла в средний бизнес, и пообещал в 2004-м году добыть 8 млн тонн нефти. Многие эксперты скептически отнеслись к этому заявлению. Как оказалось, напрасно -- план был выполнен. Как отмечал недавно г-н Гуцериев, тогда он «покупал активы по цене в десять раз ниже нынешнего рынка». В 2004-м «Русснефть» обзавелась приличной долей на рынке сбыта нефтепродуктов (купив заправки сети «Гранд», «Корус» и др., она стала чуть ли не крупнейшим оператором в Москве), а в конце года смогла купить у ТНК-ВР «Саратовнефтегаз», Орский НПЗ и небольшой маслозавод (при этом, по некоторой информации, представители ВР изначально были против этой сделки). В декабре же она приобрела еще небольшой НПЗ в Краснодарском крае. Таким образом, компания стала заслуженно называться вертикально интегрированной.
Построить такую компанию, с разветвленной сетью АЗС (особенно в Москве) и четырьмя перерабатывающими производствами (пусть небольшими), в России после залоговых аукционов еще никому не удавалось. Судя по всему, власти простили г-на Гуцериева -- его никто не преследовал за различные прегрешения (хотя впоследствии «Славнефть» признавали компанией, «транжирящей» государственные деньги на съемки фильмов, ведущей нерентабельные зарубежные проекты и т.д.), а попытка завести уголовное дело за захват здания "Славнефти" во время смены менеджмента ничем не закончилась. Более того, глава Минэкономразвития Герман Греф недавно ходатайствовал перед Словакией за «Русснефть», желающую приобрести долю ЮКОСа в трубопроводной компании Transpetrol.
В любом случае г-н Гуцериев не собирается останавливаться на достигнутом: в этом году он намерен сделать свою компанию международной, купив активы в Казахстане, Азербайджане, Алжире и ряде других стран.
Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ