Время новостей
     N°242, 27 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.12.2005
Горящая четверка
Детали национальных проектов все еще уточняются
Широко анонсированные национальные проекты в сферах здравоохранения, образования, жилищного и аграрного комплексов, которые должны стартовать уже с начала 2006 года, по-прежнему нельзя назвать тщательно проработанными. На последнем в уходящем году совещании с правительственными чиновниками президент Владимир Путин в который уже раз напомнил о том, что нацпроекты не должны обернуться социальными потрясениями, которыми сопровождалась монетизация льгот в начале 2005-го. Глава государства потребовал срочно издать нормативно-правовые акты, необходимые для осуществления в 2006 году дополнительных денежных выплат учителям, участковым терапевтам и педиатрам, медсестрам и врачам семейной практики.

Обратил внимание президент и на неполную готовность к старту аграрного и жилищного проектов. Так, в частности, по мнению главы государства, кабинет министров должен в срочном порядке подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона о распространении на сельскохозяйственные потребительские кооперативы действия системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Не принята также до сих пор и федеральная целевая программа «Жилище» на 2006--2010 годы, включающая в себя мероприятия по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье -- гражданам России».

Примечательно, что, назначив контролерами реализации четырех национальных проектов самых высокопоставленных государственных чиновников, Владимир Путин предпочел не снимать груз ответственности и с руководителей регионов. Согласно предложенной президентом схеме контроля, губернаторы должны лично регулярно отчитываться перед полпредами, которые в свою очередь будут подавать доклады в совет по национальным проектам при главе государства. Судя по всему, такой подход вызван неоднократно уже высказывавшимися федеральными чиновниками опасениями, что многомиллиардные вливания, предусмотренные нацпроектами, будут попросту съедены бюджетами регионов. В Кремле и правительстве опасаются, что в ряде областей и республик, прикрываясь огромными деньгами из центра, урежут собственные социально значимые программы. Напомним, что именно такая схема использовалась в начале 2005 года при повышении зарплат сотрудникам бюджетной сферы: рост доходов произошел лишь на бумаге. Министры образования и здравоохранения не раз уже обращались с трибун всевозможных съездов к губернаторам с настоятельной просьбой не снимать существующие на сегодняшний день в субъектах федерации надбавки врачам и учителям.

При этом только на сознательность губернаторов федеральные власти не надеются. Министр образования и науки Андрей Фурсенко убежден, что «срыв нацпроекта» и массовое недовольство невыполненными обещаниями невозможны в том числе и потому, что центр готов финансово подстраховать «болевые точки» на карте страны. «Регионы заинтересованы в развитии системы образования ничуть не меньше, чем федеральный центр. Может быть, даже больше, -- пояснил он «Времени новостей». -- Какие-то проблемы могут возникать. Но у нас есть определенный резерв, мы договорились об этом с Минфином, дотационные регионы мы готовы поддержать».

Крупные регионы в свою очередь на словах пытаются успокоить главу государства и руководителей правительства. В частности, в администрации Новосибирской области корреспондента «Времени новостей» уверяли в том, что никакого сокращения социальных расходов местного бюджета не планируется. Руководитель департамента здравоохранения Новосибирской области Никита Тов считает, что после начала реализации национального проекта «Здоровье» областной бюджет где-то можно и перераспределить, но так, чтобы не вызвать негодования медиков, которым Владимир Путин обещал беспрецедентное увеличение жалованья. По мнению чиновника, область могла бы поддержать медиков, не попавших в поле действия нацпроекта и потому чувствующих себя несколько обиженными. «Есть категории врачей, которые выполняют такую же работу, как и участковые, но они не попали в силу формальных причин в нацпроект, -- пояснил г-н Тов. -- Мы можем перераспределить деньги так, чтобы ввести доплаты и врачам сельских амбулаторий, участковых больниц, которые также обслуживают местное население. А также некоторым врачам-специалистам, от которых мы не можем отказаться в поликлиниках, -- это окулисты, лоры, эндокринологи, хирурги в травмопунктах. Иначе получится, что в одной поликлинике один доктор будет получать 5 тыс. руб., а другой -- 15 тыс., при том, что нагрузку они несут одинаковую».

Впрочем, без урезания областных надбавок не обойдется, но это коснется лишь части медиков, участвовавших в областном эксперименте. Год назад администрация Новосибирской области начала пилотный проект в Бердске, установив там высокие зарплаты медицинским работникам. Медики из Бердска уже сегодня получают жалованье, соизмеримое с суммами, которые в рамках национального проекта власти готовы выплачивать всем участковым врачам и медсестрам. Так, около 10 тыс. руб. прибавки к окладу получают бердские участковые врачи, фельдшеры и сестры. По сведениям обладминистрации, это уже отразилось на качестве их работы -- снизилось количество жалоб от населения, вызовов скорой помощи, сократилось в городе и число случаев госпитализации по неотложным поводам. Никита Тов считает, что национальный проект и обещанные под него средства из федерального центра позволят области направить деньги, которые сегодня идут на надбавки, на другие направления системы здравоохранения. В то же время г-н Тов заверил корреспондента «Времени новостей» в том, что областная 20-процентная надбавка для участковых врачей всей Новосибирской области сохранится.

Кирилл ВАСИЛЕНКО